Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Тегеран проявит ответственное отношение и не выйдет из сделки по атому после того, как ее покинули США, сказал в пятницу глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф. Министр добавил, что после одностороннего шага США по фактическому разрыву договоренностей у Ирана есть формальное право и повод выйти из "ядерной сделки", но Тегеран ими не воспользуется.
В том, что Иран – стабильная страна и добрый сосед, мы убеждались неоднократно, и эти слова Зарифа стоят намного больше, чем можно представить на первый взгляд. Решение правильное и полезное, в первую очередь, для самой страны – иначе оно не было бы принято. А еще это – демонстрация мудрости, взвешенности и рассудительности во внешней политике. Иран осознает свое место и роль в неспокойном регионе, да и в мире, и ведет себя соответственно.
Два месяца назад, 8 мая, президент США объявил о выходе Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Ирана. Трамп тогда пообещал не только вернуть старые, но и ввести новые санкции.
Противостояние США с Ираном: при каком раскладе Армения может оказаться в плюсе>>
А ведь на уходящей неделе вашингтонская администрация выступила с толкованием своих планов насчет санкций в отношении Ирана. Планы эти агрессивны и амбициозны до цинизма, и уже поэтому вполне могут обернуться против самих США. А то, что они непродуктивны, – так это и вовсе лежит на поверхности.
Памятная всем дюжина требований к Ирану, озвученная те же два месяца назад госсекретарем США Майком Помпео, больше смахивает на перечисление иранских "шалостей" (с точки зрения Вашингтона, конечно), нежели на приглашение к серьезному разговору. От Тегерана то требуют полностью изменить свои внешнеполитические подходы, то грозятся сделать еще и так, что иранскую нефть никто не станет покупать.
С нефтью уже вышла промашка: как минимум три крупных покупателя иранской нефти – Турция, Индия и Китай – заявили, что американские санкции на них не распространяются. Более того, Индия и Китай теперь говорят о расчетах с Ираном в рупиях и юанях, соответственно, а не в американских долларах. Наверное, с другими крупными (и не очень) экспортерами Иран вполне может договориться.
Азербайджанский "троянский конь": почему Иран боится своего севера>>
Вообще, в этой игре, наверное, шансы Ирана могут котироваться повыше. Ведь Вашингтон анонсирует санкции против Тегерана параллельно с объявлением торговых войн чуть ли не всему миру: соседям, Евросоюзу, Китаю, другим экономическим партнерам, невзирая на степень политико-экономического родства.
С другой стороны, Трамп во многом противоречив и непредсказуем, и никогда не знаешь наперед, что ему придет в голову завтрашним утром. Поневоле вспоминается, как Трамп грозился "яростью и огнем" Северной Корее, а в Сингапуре чуть не расцеловал Ким Чен Ына. Теперь вот в ЕС и НАТО в полный голос опасаются, что, после скорой встречи с Путиным Трамп может кардинально поменять свое мнение о России и ее президенте, а то и – о, ужас! – о чем-нибудь взаимно полезном с ним договориться.
Так что совсем не исключена ситуация, когда Трамп начнет уважительно и позитивно отзываться, например, о Роухани и Исламской Республике. Для этого, в принципе, нужно не так уж и много: всего лишь отойти от воинственной риторики и посмотреть в глаза реальности. Намерение Ирана твердо придерживаться взятых на себя обязательств по ядерной программе, наверное, способно привести в чувство многих.
На этот раз не сломается: семь иранских пунктов, против которых Европа не хочет возражать>>
Экономическое могущество США трудно подвергнуть сомнению – Вашингтон способен заставить многих присоединиться к санкциям против Тегерана. Многих, да не всех – не самых крупных покупателей иранских углеводородов. А среди присоединившихся поневоле начнется ропот, разброд и шатания, и неизвестно, что в конечном итоге окажется Вашингтону выгоднее: постоянно прилагать усилия к удержанию других в рамках этих санкций или отказаться от анти-иранской риторики и действий.