Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Сумму в 300 миллионов собирается обналичить Иран в Европейско-иранском торговом банке, который оперирует при Немецком федеральном банке. Это часть средств, принадлежащих властям Ирана, сообщает DW.
Берлин подтвердил эту информацию, но уведомил, что проведет проверки, в частности, будет выясняться, не идет ли речь о нарушениях санкционного режима, введенного Вашингтоном. Кроме того, в Германии есть предусмотренные для подобных случаев законы о кредитах и противодействии отмыванию денег, по этим направлениям также будут совершены действия аудиторов.
Как сообщается, аргументы Тегерана в защиту получения столь огромной (для наличных расчетов) суммы заключаются в том, что деньги нужны для тех иранцев, которые во время зарубежных поездок лишились возможности пользоваться кредитными картами из-за американских санкций.
Спецслужбы США и Израиля опасаются, что деньги могут быть направлены на финансирование иранских военных, воюющих в Сирии на стороне законного президента Асада.
Европа разочарована: станет ли Иран причиной ссоры с США>>
Минфин ФРГ отмечает, что запрос на такую сумму наличными ведомство получает впервые. Ситуация осложняется тем, что после выхода Вашингтона из соглашения с Ираном по ядерной программе президент Трамп заявил о возобновлении санкций, в том числе – вторичных, которые могут быть введены против третьих лиц и организаций за ведение бизнеса с Ираном. А это означает, что Немецкий федеральный банк вполне может и сам угодить в санкционный список, хотя это для германских банков не станет доселе неизведанным ощущением, ведь меньше месяца назад Deutsche Bank был оштрафован на 205 миллионов долларов.
Недавно Иран заявил, что не выйдет из ядерной сделки и останется верен взятым на себя обязательствам. Помимо того, что такой шаг просто достоин уважения, он еще и большое подспорье заинтересованным европейским странам, пытающимся сейчас и сохранить отношения с Ираном, и не поссориться крупно с США. В любом случае, соглашение по ядерной программе нуждается в реанимации, и не давать сейчас Ирану принадлежащие ему 300 миллионов означает, по сути, отсутствие реаниматолога на рабочем месте.
Европа пытается остаться посредником – политическим и экономическим – между Тегераном и Вашингтоном. И хотя выход из соглашения, анонсированный Трампом, ослабил взаимодействие Европы с Ираном, но обе стороны пытаются сохранить приемлемый (и возможный) в таких условиях формат.
Европейский бунт против США: как отразятся антииранские санкции на Армении>>
И еще неизвестно, кому это больше нужно – Ирану или Европе. Несмотря на то, что Вашингтон сейчас обещает всем, кто посмеет не соблюдать санкции против Ирана, глад, мор и семь казней египетских, Турция, Индия и Китай уже пожали плечами и продолжили работать с Тегераном. Более того, пошли разговоры о переходе на взаиморасчеты за иранские углеводороды в национальных валютах, игнорируя американский доллар.
Шаткое равновесие в положении "ни мира, ни войны" между Тегераном и Вашингтоном пока сохраняется, и европейцы всеми силами пытаются склонить стрелку поближе к "миру". А сделать это на фоне усиливающихся разногласий с Америкой и по линии Евросоюза, и по направлению НАТО становится все труднее.
В этих условиях выдача Ирану 300 миллионов евро наличными может быть расценена в Вашингтоне крайне негативно, что, конечно, не добавит оптимизма в отношении громоздящихся одна на другую проблем. С другой стороны, отказать Ирану в его же деньгах – шаг откровенно враждебный, пусть и совершенный в силу затруднительных обстоятельств.
Но "затруднительные" обстоятельства – не обязательно "непреодолимые", и в европейских столицах, равно как и в Тегеране, прекрасно это понимают. Впрочем, решение германских финансистов не заставит себя долго ждать. Тогда и станет многое понятным.