На пятничной пресс-конференции армянский премьер немало сказал по теме карабахского урегулирования.
Три основных тезиса, выдвинутые им, можно было бы назвать условиями для положительных сдвигов в стагнирующем процессе, но поскольку "условие" — определение скользкое, дающее возможность вольной и не всегда добросовестной трактовки, для изображения обиды и инициации деланного возмущения. Поэтому пусть лучше будут "тезисы".
Как сказал в одном из интервью эксперт по странам СНГ Аркадий Дубнов, недавняя встреча глав МИД Армении и Азербайджана "могла привести только к росту взаимопонимания между новыми когортами дипломатов: они должны притереться друг к другу и посмотреть друг другу в глаза, попытаться найти общий язык, выяснить, насколько они могут вообще разговаривать – либо на повышенных тонах, на языке ультиматумов и демаршей, либо создать атмосферу хотя бы на уровне экспертных дискуссий". Эксперт, таким образом, подтверждает очевидное: встреча носила характер личного знакомства, стала во всех отношениях предварительной.
Карписова пята Пашиняна: бывать ли возврату Карабаха к переговорам?>>
И до, и после упомянутой встречи Пашинян не устает повторять, что без участия народа Нагорно-Карабахской Республики окончательное урегулирование проблемы невозможно. В очередной раз он сказал об этом как раз в пятницу, подчеркнув, что "эта формула зафиксирована в позициях глав стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые отражены в заявлениях либо рабочих документах".
"Во всех рабочих документах зафиксировано, что в окончательной стадии урегулирования карабахского конфликта Арцах должен быть полноценно вовлечен в процесс", — еще раз повторил Пашинян, указав, что эта данность вовсе не отменяет обсуждений прямо сейчас, они могут быть проведены и желательны.
Почему Пашинян заговорил о том, что этот тезис не отменяет обсуждений, понятно – ведь азербайджанская сторона, во всяком случае вслух, заявляет о неприемлемости для нее участия карабахской стороны.
Сколь долго будет упорствовать официальный Баку – неизвестно, а посему, чтобы не стоять на месте, Пашинян предлагает переговоры, которые могли бы сдвинуть процесс с мертвой точки.
Создание атмосферы доверия – второй тезис. Этого очень трудно достичь, учитывая круглосуточную антиармянскую пропаганду Баку и его поведение, но элементарная логика подсказывает, что договоренностей без доверия просто не может быть. Как в существующих условиях можно добиться взаимного доверия в обозримый промежуток времени, честно говоря, представить почти что невозможно, но этого необходимо как-то добиться, иначе всю затею можно прекращать прямо сейчас.
Карабах за столом переговоров: как убедить Азербайджан принять предложение Армении>>
"Мы постоянно заявляем сопредседателям, что готовы к урегулированию, но для этого необходима атмосфера доверия, которую разрушает Азербайджан. Вы не увидите ни одного подобного шага со стороны Армении. Для нас неприемлема милитаристская и агрессивная риторика Азербайджана", — сказал Пашинян.
Разумеется, неприемлема, но что делать, если другая сторона с упорством, достойным лучшего применения, продолжает твердить одни и те же слова, складывающиеся в предложения, которые все участники процесса успели затвердить наизусть. И ведь никакой пользы для себя та сторона от повторения бесконечных мантр не извлекает, но снова и снова звучит старая пластинка. Если Баку надеется на то, что сыграют его угрозы начать войну, если не будет переговоров, то после недавнего блэкаута, когда из-за одной техногенной аварии в целой стране случился полный "аллах акбар", угрозы эти значительно потеряли в своей убедительности.
Третий тезис Пашинян выдвинул, рассказывая о своей встрече с первым президентом Тер-Петросяном.
"Мы допускаем методологическую ошибку, когда спрашиваем, приемлем ли для руководства Армении принцип "территории в обмен на статус". Кто-нибудь задавался вопросом, а приемлем ли этот принцип для Азербайджана? Я неоднократно, как кандидат в депутаты, как лидер революции, как премьер, заявлял, что компромисс предполагает две стороны, готовые к уступкам. Я хочу понять, почему мы обсуждаем свою готовность к уступкам, тогда как очевидно, что Азербайджан не готов к компромиссу?" — сказал Пашинян.
Кстати, Пашинян озвучил вопрос, который всегда лежал на поверхности, но многие его либо не замечали, либо намеренно игнорировали. Ведь действительно – сегодня Баку хочет все и сразу, и даже больше, чем "все" — Ереван и Сюник тоже. Какой смысл в таких условиях предлагать территории в обмен на что бы то ни было? Баку твердит только о безвозмездных подарках – в таком случае разговор о любых компромиссах теряет смысл.
И, наконец, еще об одном заявлении Пашиняна.
"Я исключаю решение карабахской проблемы, неприемлемое для армянского народа. В Армении не может быть власти, которая сможет иначе решить вопрос. Не знаю, что может случиться с властью, которая попытается это сделать, тем более, в нынешних условиях", — заявил премьер.
Переговорный казус: Ереван не может отказаться, если Баку уже отказался>>
То, что "иначе решить вопрос" может только безумный самоубийца, было понятно в Армении всем и каждому. Просто это заявление предупреждает появление разных конспирологических версий, зачастую игнорирующих здравый смысл, но играющих на руку определенным людям и силам.