Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ – для Sputnik
Экспертные парадоксы
Экспертными и научными форумами никого особо не удивишь. Обсуждения проблем отдельных стран Южного Кавказа и региона в целом проходят регулярно, тем более, что поводов для острых дискуссий предостаточно. Однако ереванская конференция "Армения – Россия: реалии, проблемы и возможности" выглядит отнюдь не как рядовое событие.
К участникам форума с приветственным словом обратился президент Армении Армен Саркисян. У некоторых была возможность провести встречу с ним. Пресс-секретарь президента Геворг Меликян (сам профессиональный политолог и журналист) был модератором первой сессии конференции, на которой присутствовал и выступал секретарь Совета безопасности республики Армен Григорян. Впрочем, дело не только в том внимании, которое было проявлено к форуму со стороны армянских властных структур.
Новое правительство Армении стремится продемонстрировать, что масштабные кадровые изменения в высших управленческих эшелонах не являются препятствием для того, чтобы придать отношениям с Россией новый импульс. На Москву возлагаются особые надежды и как на посредника в нагорно-карабахском урегулировании, и как на игрока, способного предотвратить эскалацию неразрешенного этнополитического конфликта. В этом контексте показательно недавнее заявление премьер-министра Никола Пашиняна о том, что "Россия как сверхдержава имеет возможность не допустить возобновления войны в нашем регионе".
Однако складывается парадоксальная ситуация. Россия и Армения – стратегические партнеры. Их объединяет не только членство в евразийских интеграционных объединениях, но и крепкие культурные (в широком смысле слова) связи. В то же самое время собственно двусторонняя повестка не так уж часто обсуждается, как в академическом, так и в экспертно-прикладном формате.
Визит Никола Пашиняна в Россию: отношения без темных углов>>
Российские и армянские специалисты регулярно встречаются в Москве, Ереване и на других площадках, но, как правило, они обсуждают либо ситуацию в Закавказье и на Ближнем Востоке в целом, либо нагорно-карабахское урегулирование. Спору нет, эти сюжеты чрезвычайно важны и для России, и для Армении. Но фокусировки на двусторонних отношениях, имеющих самостоятельную ценность, фактически не происходит.
Увы, нередки случаи, когда предметное обсуждение имеющихся проблем и вызовов происходит в формате "политологии тостов". По справедливому замечанию одного из участников ереванской конференции, профессора Александра Искандаряна, это мешает выявлению разночтений между сторонами. Это не дает возможности для критической оценки действий друг друга, и напротив, дает карты в руки противникам углубления стратегического союзничества.
Более того, информационное молчание по поводу тех или иных нестандартных ситуаций развязывает руки поборникам различных конспирологических версий. Как следствие, в медиапространстве появляются различные слухи и фейки, вроде "плана Лаврова" по ускоренному урегулированию карабахского конфликта за счет армянских интересов или "указа Пашиняна" о якобы отмене Дня победы 9 мая. Эти "версии", единожды попав в СМИ и социальные сети, начинают жить собственной жизнью, создавая препятствия для нормального диалога и просто адекватного понимания текущей армяно-российской повестки дня.
Своевременная дискуссия
Время для конференции в Ереване было выбрано на удивление удачно. Доказательством этому служил переполненный зал, несмотря на жаркий июльский день в армянской столице.
"Химия" в отношениях Еревана и Москвы: по какому поводу России не стоит "заморачиваться">>
Армения переживает сложный переходный период. Внутренние и внешнеполитические риски сильно возросли, как и себестоимость любой политической ошибки. Говорить о завершении смены власти в стране не представляется возможным. Этот процесс только начинается. В стране временное правительство, впереди досрочные выборы не только в Национальное Собрание, но и в муниципальный парламент Еревана – Совет старейшин.
Принимая во внимание, что в армянской столице сосредоточено более трети избирателей всей страны, эта кампания "по умолчанию" становится общенациональной. Тем более что мэр города Тарон Маркарян, недавно ушедший в отставку, представлял Республиканскую партию – символ прежней власти.
В парламенте и в Совете старейшин у РПА по-прежнему большинство, тогда как премьер-министр, имеющий высокую поддержку населения, пока не конвертировал ее в количество своих сторонников и работающие фракции в парламенте и Совете. Налицо конфликт между фактической и формальной легитимностью.
Есть проблемы и со "скамейкой запасных". От старой власти новые лидеры стремятся отмежеваться, хотя и не могут полностью отказаться от услуг опытных бюрократов, делавших свою карьеру еще при Роберте Кочаряне и Серже Саргсяне.
Борьба с коррупцией – правильное дело. Но она бьет по авторитету государства и власти в целом, вне зависимости от того, кто сегодня "у руля". К тому же крайне сложно провести четкую линию между очищением власти и созданием "режима наибольшего благоприятствования" для своих сторонников.
Быстрые решения, которых не будет: с какой проблемой придется иметь дело Пашиняну?>>
Все это проходит на фоне ужесточения позиций сторон по Нагорному Карабаху. Новая власть старается доказать, что она готова отстаивать национальный интерес без необоснованных компромиссов и уступок. Отсюда и определенная "заморозка" переговорного процесса, и обратная жесткая реакция со стороны Баку.
История вокруг Нахичевани – прекрасное тому свидетельство. Азербайджанская власть пытается представить ситуацию, как продолжение "освобождения исконных земель", начатого в апреле 2016 года. И хотя многие из заявлений представителей официального Баку выглядят как явное преувеличение, они по-своему вносят вклад в формирование информационной картинки, которая явно не способствует поиску компромисса и мирного решения.
Специалистов не хватает
В этих обстоятельствах роль России как союзника Армении особо важна. И в Москве, и в Ереване заинтересованы в снижении хаотичности и непредсказуемости в Кавказском регионе. Растущая турбулентность – путь к новым конфликтам и углублению уже имеющихся проблем. Но одно дело констатировать общий интерес, а другое – найти пути к преодолению имеющихся разночтений и непонимания. Конференция в Ереване была хороша уже тем, что позволила провести открытый диалог и обмен мнениями не в стиле тостов и здравиц.
Уточнить обязательства и повысить эффективность: Пашинян задумал реформу ОДКБ?>>
Важным был вывод о том, что российско-армянские отношения асимметричны по своей природе просто в силу разных масштабов двух государств. И если для России Кавказ и Армения – важные направления, но несравнимые по значимости с отношениями с США, ЕС, Китаем, странами Ближнего и Среднего Востока, то для Еревана Россия – это важнейший приоритет (как бы в дальнейшем ни развивались наши отношения).
Этот вывод был проиллюстрирован недавним инцидентом в селе Паник Ширакской области (речь идет об учениях военнослужащих 102-й российской военной базы). То, что в Армении обсуждается в СМИ, в России известно лишь узкому кругу специалистов.
Но другого формата, принимая во внимание масштабы двух стран, в отношениях Москвы и Еревана не появится. Значит, надо повышать эффективность работы, прежде всего, информационной, которая бы учитывала особенности аудиторий стран-союзниц. Иначе не избежать ненужных недомолвок и обвинений.
"В Армении есть специалисты по Турции, Ирану, арабским странам, но фактически нет экспертов собственно по России, ее внутренней политике, процессу принятия решений", – очень ценно, что этот тезис прозвучал из уст именно армянских экспертов. Ведь если Россия – союзник, то ее изучение не просто в контексте кавказской геополитики, но и как самоценной субстанции важно не только в академическом, но и в прикладном плане.
Российский бизнес Пашиняну верит: Армения и Россия активизируют связи>>
Впрочем, и российская школа кавказоведения не должна обольщаться, ей еще многое предстоит для выращивания нового поколения специалистов-страноведов. Иначе наши диалоги так и будут строиться вокруг медийных клише, с одной стороны, про "повторение майдана" в Ереване, а с другой стороны, вокруг высказываний отдельных персонажей, не имеющих никакого отношения к формированию внешней политики.
Мы разные, но мы союзники
И последнее (по порядку, но не по важности). Пора прекратить крайне эмоциональные, но не слишком содержательные споры (к тому же, замешанные на взаимных упреках и обвинениях) по поводу того, кто и кому больше должен.
Россия нужна Армении как гарант безопасности, экономический партнер и медиатор в процессе карабахского урегулирования. Ереван нужен Москве как посредник (не только потенциальный, но и уже доказавший свою эффективность) в диалоге с Грузией, Ираном, ЕС.
При этом Москва не может смотреть на свои отношения с Азербайджаном или Турцией через "армянские очки", а Ереван трактует свои связи с Тбилиси или Брюсселем иначе, чем российские политики. Важно научиться увязывать эти сложные и порой разнонаправленные интересы, понимая, что любые союзники (например, США и Израиль, не говоря уже об американо-турецких отношениях) никогда (!) стопроцентно не отождествляют свои подходы. Для этого, конечно, мало одной или даже серии конференций. Но важен постоянный качественный диалог – который намного важнее взаимного обмена любезностями.