Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Одна австралийская телерадиокомпания сообщила со ссылкой на источники в правительстве Австралии, что Вашингтон готовится нанести удары по ядерным объектам Ирана, и это произойдет, возможно, уже в августе. При этом премьер-министр Австралии назвал информацию "домыслом", по сути, устранившись от всяческих подобных разговоров.
Желающих такого удара немало, а основные из них, помимо самих США, — Саудовская Аравия и Израиль. Замечательная компания, причем Израиль стоит, быть может, назвать ее заводилой: в Тель-Авиве давно мечтают о чем-то подобном. При этом странным образом еврейское государство не видит печальных последствиий такого удара для себя.
Именно поэтому остается впечатление несерьезности военных угроз. Если максимально упростить ситуацию, то для того, чтобы избежать печальных последствий для наносящей удар стороны, Иран нужно будет сровнять с землей, что крайне трудно осуществимо. Какие-то точечные или ограниченные военные акции вызовут, скорее всего, неадекватный иранский ответ, который может быть направлен на Израиль.
А возможно, что и на Израиль, и на Ирак, например. Как отмечает в интервью РИА Новости ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко, Иран вполне может нанести удар по Ираку, а затем, воспользовавшись многочисленностью и влиятельностью тамошних шиитов, вообще присоединить к себе часть этой страны.
Голанское яблоко раздора: сирийские страсти на израильский лад с иранским привкусом >>
Не стоит сбрасывать со счетов и относительную военную слабость Саудовской Аравии, которой не удастся не попасть под раздачу. Причем, конечно, в случае чего целиться иранцы будут в нефтяную инфраструктуру страны, после чего восстановить ее будет крайне трудно. Ну, и закрытый Ормузский пролив позитива ситуации не добавит.
Командующий Корпусом стражей Исламской революции (КСИР) Ирана, бригадный генерал Мохаммад Али Джафари заявил в пятницу:
"В сороковую годовщину победы Исламской революции угрозы и санкции врагов достигли своего пика. Но единственной угрозой, которую они не осмелятся осуществить, является угроза нанесения ударов".
Эксперты и аналитики сходятся на том, что военный сценарий маловероятен именно по изложенным причинам — американцы рискуют тем, что "томагавки", выпущенные по иранским объектам, могут стать бумерангами. Совершенно игнорировать такое развитие событий нельзя, но, скорее всего, будут предприняты меры жесткого экономического давления.
И вот это уже будет серьезно, гораздо серьезнее для Ирана и намного безопаснее для инициаторов. Иранская валюта уязвима, экономическое положение страны оставляет желать лучшего, и если Ирану перекрыть пути экспорта углеводородов, то это как раз и может нанести Исламской Республике неприемлемый экономический и политический ущерб. Правда, в этом случае придется что-то делать со странами, заявившими о том, что они как покупали иранскую нефть, так и продолжат это делать, невзирая на любые санкции. А список этих стран пусть и невелик, но представителен качественно.
И все равно даже в этом случае, с закрытым Ормузским проливом, надо будет что-то решать. Если попытаться открыть его силой, то ситуация возвращается к запуску "томагавков", становящихся на лету бумерангами.
Госсекретарь США сравнил правительство Ирана с мафией >>
Это все при том, что еще во вторник Трамп объявил о намерении заключить новую, "настоящую" ядерную сделку с Ираном, назвав прежнюю катастрофой. Иран отмахнулся — Тегеран не верит Вашингтону и, похоже, еще очень долгое время его невозможно будет уговорить поверить. Да и с чего вдруг — взять, да поверить?