ЕРЕВАН, 8 авг — Sputnik. Генеральный директор ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" Сергей Валько в интервью агентству Sputnik Армения, приуроченному к десятилетию компании, рассказал о результатах деятельности ЮКЖД на армянском рынке перевозок, а также наметил приоритетные направления дальнейшей работы.
Ездить в Грузию станет проще: в Армении взялись за ремонт дорог>>
— Как Вы охарактеризуете деятельность ЮКЖД за прошедшие 10 лет?
— Для сравнения напомню, что еще в 2006 году правительство Армении пришло к выводу: в железную дорогу необходимо инвестировать 122 миллиона долларов. Если этого не произойдет, то через 15 лет придется вкладывать уже 300 миллионов. Такой прогноз подтолкнул власти к решению о проведении международного тендера, по итогам которого Армянская железная дорога была передана в концессию ОАО "РЖД" в лице ее дочерней компании — ЗАО "ЮКЖД".
За прошедшие 10 лет в инфраструктуру дороги и подвижной состав российской стороной было инвестировано более 270 миллионов долларов. Масштабная модернизация локомотивных и вагоноремонтных депо в Ереване и Гюмри позволила решить важнейшую задачу — уйти от зависимости ремонта за пределами республики. Благодаря современному оборудованию сократились также расходы на восстановительные работы и увеличились сроки эксплуатации вагонов. Если раньше ремонт вагонов проводился ежегодно, то теперь достаточно одного раза в два года, а срок их гарантийного пробега составил 110 тысяч километров.
С 2014 года в Армении производится также ремонт электровозов и тепловозов, мотор-вагонного подвижного состава, чего раньше в республике не осуществлялось. Гарантийный пробег локомотивов увеличился до 500 тысяч километров.
— А как обстоит дело с железнодорожными путями, инфраструктурой?
— Около 70% инвестиций направляется именно на эти цели. Нами отремонтировано более 463 км пути, заменено более 877 тысяч шпал. Я бы не говорил об этом, если б не одна существенная деталь: почти 400 тысяч замененных шпал — железобетонные, производимые в Армении. То есть, наша деятельность мотивирует местных производителей. Мы закупаем и другие армянские товары, необходимые в работе.
Путь до Батуми стал короче: туристы смогут сэкономить время>>
Отдельно отмечу важность вложений в ремонт железнодорожных мостов и в модернизацию энергохозяйства. За десять лет отремонтировано 40 железнодорожных мостов. Трем основным, возведенным еще в 1898 году, строительные технологии ХХI века дали новую жизнь. В их числе крупнейший Заманлинский мост. В энергохозяйстве отремонтировали 412,2 км контактной сети и 48 подстанций, из которых 9 (тяговых) восстановлены с нуля.
Лучший показатель эффективности инвестиций — безопасность. Судите сами: в 2008 году произошел 151 сход вагонов с рельс, а в 2017 году всего один. Существенно выросли и скорости движения поездов: с 25 км/ч в 2008 году до 60 км/ч сейчас, а на отдельных участках и до 100 км/ч.
Дорога постоянно работает над расширением спектра услуг и увеличением объема перевозок. В прошлом году подписали договора с двумя крупными транспортными и грузоперевозочными компаниями, была возобновлена паромная переправа Поти-Кавказ.
— Сейчас много говорится об альтернативе КПП Верхний Ларс для обеспечения связи Армении с Россией. Может ли паром служить такой альтернативой?
— Думаю, что да. Без поддержки ОАО "РЖД" реализация этого проекта была бы под большим вопросом. Ведь это связь не только с Россией, но и выход на все пространство ЕАЭС. Паромная переправа не зависит от погодных условий — это большое преимущество. Особенно зимой, когда магистраль через Верхний Ларс становится небезопасной из-за схода лавин и ее часто закрывают.
ЮКЖД выкупила все места на пароме Кавказ-Поти и предлагает услуги по перевозке грузов по сквозной тарифной ставке. Со стороны ОАО "РЖД" и Грузинской железной дороги предоставлены скидки в размере до 50% на следующие в Армению, Грузию и обратно грузы.
Сотни пассажиров застряли на армяно-грузинской границе: в чем причина задержки поездов>>
— С чем же тогда связаны критические замечания в адрес железной дороги?
— Очевидно, что кто-то целенаправленно вводит общественность в заблуждение. Некоторые публикации в медиасфере вообще имеют анонимное происхождение. Но факты остаются фактами. Все инвестиции в армянское железнодорожное хозяйство — российские. Налоговые отчисления ЮКЖД в бюджет Армении за десять лет составили 36,5 миллиарда драмов. Это в два раза превышает показатели Армянской железной дороги по состоянию на 2007 год. Есть у нас и благотворительные программы, на которые потрачено уже свыше 306 миллионов драмов.
Что же касается субсидирования пригородных пассажирских перевозок, то это общемировая практика. Пригородные пассажирские перевозки являются убыточными во всем мире и дотируются государством.
Силаев: строительство железной дороги Армения-Иран – это забота также России>>
— В прессе писали также о сокращении рабочих мест…
— В 2006 году, по одному из оценочных вариантов армянского правительства, для функционирования железной дороги в том состоянии требовалось 1279 работников. Теперь же численность нашего персонала составляет 3028 человек, из коих 99% — местные жители. Только в прошлом году на социальные программы компанией было выделено более 51 миллиона драмов. К слову, в 2012 году в связи с изменением технологии работы надо было оптимизировать депо Санаин. Чтоб сохранить людей, было принято решение создать на базе санаинского депо новое подразделения по ремонту путевой техники.
Дорога делает все для сохранения и увеличения количества рабочих мест. В ЮКЖД за 10 лет ни разу не возникало случаев задержки зарплат.
По свидетельству Международной конфедерации профсоюзных организаций железнодорожников, ЮКЖД по уровню зарплаты находится на 7-м месте из 15-ти постсоветских администраций. Первые три позиции занимают страны Балтии.
В заключение хочу поблагодарить наших армянских партнеров и весь коллектив железной дороги за слаженную работу и успешное выполнение поставленных задач.