Обычный переход с одной стороны улицы на другую в Ереване нередко сопряжен с немалыми проблемами, а иногда и с серьезным риском для здоровья и жизни. Еще совсем недавно в некоторые из немногочисленных подземных переходов армянской столицы подчас было страшновато спуститься, но надо признать, что положение нормализовалось.
Теперь "подземки", за редким исключением, довольно ухоженные и даже неплохо освещены. То обстоятельство, что в них кипит бойкая торговля всякой всячиной, подчас самой некачественной и дешевой, в принципе, не мешает, да и во многих городах мира подземная торговля практикуется. Все лучше, чем множить безобразные павильоны и ларьки наверху.
Единственная проблема – их отчаянно мало. Понятно, что подземный переход – удовольствие не из дешевых, что земля у нас каменистая, и просто так норку с лестницами не пророешь. И все же такие переходы – самые безопасные, да и благодаря той же самой торговле окупают свое строительство. Хотелось бы, чтобы будущий мэр рассмотрел возможность строительства еще нескольких "подземок", мест в Ереване, где они очень нужны, очень много.
Поднимемся теперь из неглубокого подземелья на грешный асфальт. Нельзя не отметить, что за последнее десятилетие ереванский пешеход стал намного дисциплинированнее – почти не встретишь человека, переходящего улицу в неположенном месте, и за редким исключением все послушно ждут зеленого света. В недалеком прошлом в этом отношении в Ереване творилось нечто неописуемое.
Слишком много амнистий: быть законопослушным в Армении невыгодно?>>
Но! В городе есть много перекрестков, на которых движение автомобилей не прекращается даже при "зеленом" для пешехода. Это на самом деле опасно, особенно, когда времени на переход отведено очень мало, секунд 15-25, ведь сбоку заворачивает транспорт, которому проезд открыт постоянно. Хотя, по идее, водители в такой ситуации должны уступить человеку, переходящему улицу по правилам.
Справедливости ради отметим, что подавляющее большинство водителей легковушек, частных или ведомственных, ведут себя безупречно. Редко кто нагло прошмыгнет перед пешеходом, напугав его и подвергнув опасности (его и себя). Но вот многие таксисты и практически все водители пассажирского транспорта (автобусов и "газелей") даже не думают притормаживать – прут нагло, порой даже долго гудят, зарабатывая себе в спину проклятия и оскорбления. Но это им, видимо, нипочем: они, знай себе прут прямо на тебя, и можно элементарно не успеть перейти за отведенные секунды, ждать опять зеленого, с теми же последствиями.
Говорить о том, что улицу переходят, в том числе, дети, старики, инвалиды и слабовидящие, думаю, не стоит. Остается удивляться небольшому количеству происшествий с пешеходами именно на перекрестках – ну, и слава богу, раз так. Только все до поры до времени.
А вот человеку, придумавшему строить в Ереване в массовом порядке надземные переходы, эстакады на уровне третьего или четвертого этажа, хочется посмотреть в глаза и спросить, за что он с нами так. Редко когда по такой эстакаде люди переходят, в основном перебегают под ней, а поскольку светофоров в таких местах, разумеется, нет, то и вероятность наезда резко повышается.
Не люди, что ли? Жара, мусор и нет воды — как прожить ереванцу лето>>
Пожилому человеку, да еще с покупками, взобраться по двум-трем пролетам крутой лестницы в палящий зной или на скользком льду крайне трудно. Инвалидам – просто невозможно, а дети и молодые предпочитают полихачить, перебегая улицу перед скрежещущими тормозами автомобилями.
Это уже не говоря о том, что некоторые такие эстакады построены впритык к жилым домам и, переходя по ним, можно с расстояния протянутой руки в подробностях рассмотреть, что происходит на кухнях, в гостиных или, упаси господи, в спальнях квартир, по несчастью оказавшихся на одном уровне с эстакадой. Говорят, такую квартиру невозможно продать, никто такие брать не хочет.
Вот эту проблему мэрии, наверное, надо урегулировать с привлечением дорожной полиции, но решать ее однозначно нужно. Денег в многочисленные эстакады вбухано немало, но они, фактически, бездействуют. Многие из них находятся рядом со школами, особо сознательные дети с тяжелыми рюкзаками и портфелями карабкаются по лестницам, другие бредут к не такой уж близкой "зебре", а безбашенные опять кидаются перебегать перед автомобильным потоком.
И чтобы никаких деревьев, или Какую непростую задачу должен решить будущий мэр Еревана>>
То, что у нас не гибнут в массовом порядке люди под колесами автомобилей, объясняется только внимательностью большинства водителей и их воспитанностью. И те цифры по смертности и травмам при наездах, которые есть, можно здорово уменьшить, если просто сесть и подумать. Подумать неравнодушному мэру вместе с компетентными специалистами и полицейскими.