Армянские грузы Азербайджану "не по зубам": альтернативу Верхнему Ларсу забраковали

© Sputnik / Ksenia ArabuliМногокилометровая пробка из автомобилей с российской стороны на границе с Грузией у КПП "Верхний Ларс"
Многокилометровая пробка из автомобилей с российской стороны на границе с Грузией у КПП Верхний Ларс - Sputnik Армения
Подписаться
К проекту альтернативной Верхнему Ларсу дороги через Азербайджан в Грузии и Армении относятся скептически.

Лаура Саркисян, Sputnik Армения

Железная дорога, связывающая Грузию и Россию через Азербайджан, не может стать достойной альтернативой Верхнему Ларсу. В этом уверены эксперты как в Грузии, так и в Армении.

Многокилометровая очередь на грузино-российской границе Верхний Ларс - Sputnik Армения
Верхний Ларс: ажиотаж бессмысленный, пробки естественны, решение есть

Все дело в том, что в Грузии нашли новую альтернативу Верхнему Ларсу. Это путь через железную дорогу из Грузии в Россию по территории Азербайджана. Инициатор и разработчик проекта — общественный деятель, бизнесмен, основатель "Фонда возрождения и развития российско-грузинских отношений" Давид Цецхладзе.

"Железнодорожные пути — самая лучшая альтернатива, это показывают экспертные мнения и бизнес-модель в целом. Железная дорога значительно облегчит ситуацию на Верхнем Ларсе, дорога не будет так перегружена. Это отразится на многих факторах, на времени — поездка Азербайджан-Грузия-Россия займет три дня, на качестве перевезенных продуктов, предотвратит возникновение форс-мажорных ситуаций", — заявил Цецхладзе в беседе со Sputnik Грузия.

Он также подчеркнул, что по политическим причинам, дорога будет "закрыта" для армянских грузов.

В свою очередь, директор Центра исследования транспортного коридора Паата Цагареишвили, в беседе с корреспондентом Sputnik Армения скептически отнесся к этому проекту.

"В первую очередь, надо понять насколько он может быть прибыльным для Грузии", — сказал Цагатеишвили.

Министр транспорта, связи и ИТ Ашот Акобян побеседовал с армянскими водителями в Верхнем Ларсе (6 августа 2018). Грузия - Sputnik Армения
Слишком много туристов: Армения и Россия всерьез взялись за затор на КПП "Верхний Ларс"

Без армянских грузов предложенный маршрут — сугубо грузино-азербайджанский. Товарооборот между Россией и Азербайджаном уже осуществляется через железную дорогу в обход Каспийского моря, сказал эксперт.

"Если речь идет об этой дороге, то это направление и так работает, связывая Россию с Азербайджаном. По нему, через порты Черного моря, в Грузию уже поступают важные грузы", — сказал Цагареишвили.

Однако этот путь не может быть рассмотрен в качестве альтернативы Верхнему Ларсу. По мнению Цагареишвили, единственная эффективная альтернатива Ларсу — железная дорога через Абхазию.

Слишком много туристов: Армения и Россия всерьез взялись за затор на КПП "Верхний Ларс">>

"Конечно же, о нем можно говорить после решения политического вопроса. Однако не надо забывать, что даже этот маршрут в большей степени нужен самой Абхазии и Армении, в меньшей — Грузии", — сказал эксперт.

Эксперт отметил, что Армения нуждается в этом маршруте для диверсификации: в случае форс-мажора товары могут поступать в Россию по железной дороге. России дорога нужна для запуска грузопотока из Ирана и Индии. Меньше всего это нужно Грузии, поскольку транзитные грузоперевозки по этому маршруту незначительны, если только речь не идет о товарах из Средней Азии, заключил эксперт.

Председатель Ассоциации международных перевозчиков Армении Герберт Амбарцумян также считает путь через Азербайджан неэффективным. Армения не будет поставлять товары по этому маршруту, а количество грузинских грузов, поступающих в Россию, вряд ли сможет окупить потраченные на запуск дороги инвестиции.

Дальнобойщики несколько дней стоят в огромной очереди у грузино-российской границы - Sputnik Армения
"Третьи сутки стоим, нет ни еды, ни воды": гигантская пробка на КПП "Верхний Ларс" — видео

Эксперт продолжает настаивать на том, что самая эффективная альтернатива Верхнему Ларсу с экономической точки зрения — маршрут Нар (Северная Осетия) — Гори, проходящий по коридору через Южную Осетию. Он длиннее Ларса на 80 км, но предпочтительней ввиду более комфортных климатических условий и рельефа.

Дорога через Дагестан (Авара-Кахетинская дорога. — ред.), как и железная дорога и паромная переправа, — плохая альтернатива. Нет гарантий по части безопасности, а также времени и инвестициям. Железнодорожная коммуникация нефункциональна: транспортировка из России в Армению поездом может занять до 40 дней. Паромная же переправа — удовольствие дорогое, заключил эксперт.

Абрикосовый "передоз" в Армении и двойной рост экспорта: кто и чем недоволен?>>

На сегодняшний день эксперты рассматривают шесть альтернативных вариантов: воздушный, морской (через Поти), три сухопутных (коридор через Южную Осетию, Аваро-Кахетинская дорога через Дагестан, Верхний Ларс) и железнодорожный (пролегает по маршруту Зугдиди-Сочи и проходит через Абхазию) пути.

Однако самым эффективным для транспортировки армянских грузов путем все же остается Верхний Ларс. Этот маршрут наиболее актуальный, учитывая то, что он самый короткий.

За январь-июнь 2018 года экспорт товаров в страны ЕАЭС из Армении вырос на 28,5% по сравнению с тем же периодом 2017 года, составив 290.3 миллиона долларов США. Из них экспорт из Армении в Россию за первые полгода 2018 года вырос на 27.5%, составив 281.2 миллиона долларов.

По данным министерства экономики страны, за январь-июль 2018 года товарооборот Армении вырос на 28,9%, по сравнению с тем же периодом 2017 года, составив 3476.1 миллиона долларов США, вместо прежних 2697.0 миллионов долларов.

Лента новостей
0