Армянские места в Петербурге: как Левон Бейбутян умеет договариваться с камнем

© Photo : official site of Saint Petersburg administrationПамятник Комитасу в Камском саду в Петербурге. (скульптор Л. Бейбутян, архитектор М. Атоянц)
Памятник Комитасу в Камском саду в Петербурге. (скульптор Л. Бейбутян, архитектор М. Атоянц) - Sputnik Армения
Подписаться
В мастерской скульптора Левона Бейбутяна всегда солнечно, даже невзирая на то обстоятельство, что ее окружает хмурый Петербург. Варпет Левон – родом из Эчмиадзинского района, где солнца вдоволь, вот он и взял, да и перенес это солнце, вместе с согретым им камнем, в питерские дожди.

Камня в мастерской Бейбутяна много – того самого камня, от которого Петербург становится солнечнее. Этот камень здесь в виде законченных работ, готовых наполовину, в виде заготовок, к которым в некоторых местах прикоснулся резец. Есть и просто глыбы, что ждут своего часа. Сочность и теплота туфа странным образом гармонирует с холодом невского гранита, поэтому здесь всегда светло.

Дом-музей Сергея Меркурова. - Sputnik Армения
Страшные ангелы Меркурова: как отец выгнал великого скульптора из дома

И здесь безраздельно властвует принцип "отсечь от камня все лишнее".

"Я привык разговаривать с камнем, мы беседуем и договариваемся, что нужно отсечь, а где оставить нетронутым, потому что это место и так уже обладает необходимыми очертаниями", – говорит Бейбутян.

Художественного училища в Ереване, под руководством известнейшего армянского скульптора Гукаса Чубаряна, ему показалось мало. Вернее, не совсем так: Чубарян посчитал, что Бейбутяну училища недостаточно, и способствовал отъезду ученика в Ленинград, где того ждала вожделенная многими "Муха" — Высшее художественное училище имени Мухиной. Левон остался в Питере, и теперь сам учит молодежь премудростям и тайнам искусства.

Иные работы Бейбутяна прихотливы и тщательно разработаны через мелкие детали, штрихи и штришки, но никогда не вычурны. Чувство меры Бейбутяну не изменяет никогда, и ни от одной его работы не остается впечатления деланности или нарочитости.

Деревянная "Богиня" (а Бейбутян с деревом работает нечасто, все больше по камню) – вся из откровенных языческих символов. Гротескные женские формы и то, как богиня придерживает рукой свою утробу, наводит на правильную мысль, что это – олицетворение божества плодородия и любви. "Она смотрит в Космос, а Космос – это Отец всего, что только живет на земле", — считает Левон.

Флоренция - Sputnik Армения
Скульптор из Армении победил во Флоренции: его работы поразили жюри

Но и гротеск работам мастера не присущ, "Богиня" — это, скорее, исключение из правил, призванное показать, что "я еще и так умею", а вообще скульптор лучше всего умеет сказать многое немногими средствами, простым, но не упрощенным языком. Возможно, именно поэтому Петербург позволил ему украсить себя скульптурами.

"Хочешь – верь, хочешь – нет, но я почти никогда не делаю черновиков и эскизов. А если делаю, то очень мало. Природа и форма камня сама будит спящий в подсознании образ", — сказал Бейбутян, задумчиво осматривая белую глыбу, увенчанную половиной чьей-то головы.

Из подсознательных образов, например, родился Циолковский, восседающий между двумя улицами Обводного Канала. Спинка кресла Константина Эдуардовича плавно переходит в крылья, которые унесли его однажды в тот самый Космос, оставив на память этой земле одно лишь бренное тело.

В Питере полно "армянских мест". И у каждого из этих мест своя интереснейшая история, будь то главная армянская церковь на Невском или кладбище на Смоленке. Не так давно в Петербурге, в Камском саду на Васильевском, в Ереванском сквере, встал пятиметровый Комитас Бейбутяна. Сюда теперь обязательно приходят почти все армяне, приезжающие в Питер, а уж делегации и подавно. В июле побывала еще одна, но не "очередная", а очень даже важная, во главе с премьером Армении Пашиняном.

Сергей Меркуров изготовил более 300 посмертных масок известных деятелей за 45 лет. - Sputnik Армения
От Толстого до Ильича: как скульптор Меркуров стал прославленным мастером посмертных масок

Премьер очень интересовался памятником, все подробно расспросил, говорит польщенный вниманием художник.

Никакие детали этого памятника не отвлекают от самого Комитаса. "Мне многие говорили – нужен свиток нот в руке, я даже задумывался над этим, но потом решил, что это лишнее. Зачем подчеркивать принадлежность ремеслу – все и без свитка прекрасно знают, кто такой Комитас", — рассказывает Левон.

И вот руки Комитаса безнадежно опущены, его победило чудовищное зло, творимое нелюдями.

Вокруг туфовые скамейки и туфовая ограда – камень специально везли из , рядом два кладбища – армянское и лютеранское. Здесь всегда удивительно тихо, даже если гуляют мамы с детьми, и Комитас в тишине слушает собственную музыку.

Январский день в Питере длится всего несколько часов, отвоеванных им у северной ночи. А если этот день солнечный, он выхватывает невероятно яркий город этаким снимком с большой выдержкой, и Комитас озаряется скупым солнцем северной столицы, словно умывается светом. Таким его придумал скульптор.

Лента новостей
0