Гюляра Садых-заде. Родилась в Баку, азербайджанка, музыкальный критик, член Союза композиторов.
Асмик Григорян. Армянка, оперная певица. Родилась в Вильнюсе в семье оперных певцов Гегама Григоряна и Ирены Милькявичюте.
И что? А то, что армянка поет, а азербайджанка пишет о ней в превосходной степени. Режет слух, не правда ли?
Дальше без комментариев, коротко и сухо.
Середина пятидесятых годов, ереванская школа имени Мравяна, список учеников из классного журнала девятого "Б".
Даноян Юрий, Черников Валентин, Гнолидзе Рудольф, Григорян Адольф, Джоджуа Этери, Мамедов Мэлс, Ли Чхан Хэ, Цейтлин Вадим…
Шестидесятые годы того же столетия. Радио, телевидение, любое время суток. "Музыка Арно Бабаджаняна, слова Роберта Рождественского, поет Муслим Магомаев"…
Те же шестидесятые, Тот же Ереван. Большой зал Армянской филармонии. Концерт Зейнаб Ханларовой. Аншлаг.
Баку. Гастроли Гоар Гаспарян, Павла Лисициана, Зары Долухановой. Все билеты проданы.
Москва. Сборная СССР по футболу. Лев Яшин, Никита Симонян, Галимзян Хусаинов, Игорь Нетто, Слава Метревели, Валерий Лобановский…
Теперь шахматы. Тигран Петросян, Анатолий Карпов, Михаил Таль, Михаил Ботвинник, Нона Гаприндашвили.
Зря разделась: азербайджанская актриса в купальнике и шубе стала "бомбой" в Сети>>
Шлягер из тех же шестидесятых. "Я, ты, он она, вместе — целая страна. Вместе — дружная семья…". Музыка Тухманова, исполняла София Ротару. Исполняли и другие, но молдаванка пела лучше всех.
…Конец девяностых. Взлет национального самосознания, на устах у всех и сразу. "За нашу и вашу свободу!" В связке с "Ленин, партия, Горбачев!" звучит странно.
Начало двухтысячных. Одноклассник Мэлс Мамедов, повар одного из ереванских "Ветерков". На вопрос, не собирается ли уезжать в Баку, отвечает:
— А зачем? Здесь родился, здесь учился, здесь женился, здесь живу. Я и языка-то азербайджанского не знаю.
— Но ведь…
— Ну да, фамилию я сменил.
— И как?
— Нормально.
Риторический вопрос: нормально ли?
Уточняющий вопрос: а нормально — как?
Нормально — как у армянской певицы Асмик Григорян, о которой пишет азербайджанка-музыковед Гюлара Садых-заде. Мать литовка, отец армянин, муж русский.
Места работы Асмик: Мариинский театр в Петербурге, Большой театр в Москве, Комише-опер в Берлине, Государственный театр Висбадена, Опера Кельна, еще и еще. Менять фамилии в голову не приходит. Смысл?
Ненормально, когда говорят и пишут: "Пусть будет стыдно и тем, кто приглашает в Баку армянскую певицу, и тем, кто это допускает!", "Какой позор!", "Будьте прокляты, предатели родины!".
Зара родилась в Ленинграде. Бывает. Мама с папой, езиды — можно как-то пережить. А вот дальше — "жили когда-то в Армении" — прямой вызов стране "древней культуры. Да еще фамилия оканчивается на "ян".
…А у Мамедова нынче другая фамилия. Чем занимается и занимается ли чем-нибудь сегодня, не знаю. После школы надолго его потерял пока встретил в Комитете народного контроля Армении — одноклассник работал водителем. "Не то, — признался Мэлс, — буду искать что-нибудь получше".
Середина восьмидесятых, поезд "Москва-Ереван", вагон-ресторан. За соседним столиком сильно недовольны супом-харчо.
— Кто у вас кавказские обеды варит, ви что харчо от борща отличить не можете?— кипятится пожилой грузин.
Подходит шеф-повар, оказывается Мэлсом Мамедовым. На железной дороге уже пятый год. Лучше, чем баранку, крутить, но…
Следующая встреча тоже случайная, в Ереване, в одном из пригородных "Ветерков". Шашлык, кебаб и все остальное тому привереде-грузину точно пришлись бы по вкусу. Похоже и на то, что, свое дело Мэлс нашел. Затем снова его потерял и с тех пор уже не видел.
…Простая, как ломоть чурека, истина: люди не должны ненавидеть друг друга только из-за того, что у кого-то фамилия заканчивается на "заде", у другого — на "ян", а у третьего — на "швили".
В девятом "А" русской школы имени армянина Мравяна таких было почти полкласса. Дрались, ссорились из-за чего угодно, но только не из-за того, что кто-то грузин, другой — литовец, а кто-то и вовсе еврей. Тем более, что мы и знать не хотели, кто и какой национальности. А зачем?