Исраелян оказался в Ереване в 1936 году, после учебы в тбилисской Академии художеств, в Институте гражданских инженеров в Ленинграде и московском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Исраелян уже тогда, в 28 своих лет, был уникальным специалистом, получившим образование высочайшего уровня и жаждавшим практического приложения своих талантов.
Строившаяся армянская столица как раз таким местом и была. Рафаел Саркисович, или просто Рафо для коллег и друзей, проектировал и строил жилые дома, культурные объекты, работая и в прикладном жанре – рисовал книжные обложки, занимался керамикой, создавал значки и памятные медали. Но все это было параллельно большой работе.
Тогда, 80 лет назад, во второй половине 1930-х, на месте теперешних особняков и гостиниц на этом холме был густой лес. Время олигархов и неотличимых от них министров, мэров и руководителей ведомств еще не пришло, отелей в таком количестве еще не строили, потому решено было построить здесь парк. С озером – вокруг него устроили настоящие пляжи.
И Сталина поставили, уже когда лес назвали парком Победы, в 1950 году. Вождя народов изваял известнейший Сергей Меркуров, а пьедестал, стоящий, в отличие от статуи, и поныне, придумал Рафаел Саркисович. Сталина убрали лишь в 1962 году, он простоял необъяснимо долго после успешно проведенной борьбы с "культом личности", и замена оказалась достойной.
Есть легенда, не подтвержденная, однако, документально, что будто бы сам Иосиф Виссарионович тайно приезжал в Ереван, чтобы дать "добро" установке скульптуры. А на том месте по дороге в Гарни, где сейчас стоит Арка Чаренца, созданная Исраеляном, любил бывать сам поэт: больно уж красив оттуда Арарат. Тоже легенда, но в эту можно поверить.
Кстати, если задуматься, то ведь и Арка, и мемориальный комплекс в Сардарапате, тоже сотворенный Исраеляном – объекты, для своего времени невозможные.
По сути, Арка Чаренца – это четкий памятник жертвам сталинских репрессий, а сардарапатский шедевр увековечил память о Первой республике. Английский историк Кристофер Уолкер сказал, что "Если бы армяне проиграли в этом сражении, возможно, слово "Армения" сегодня бы употреблялось лишь как географический термин античного периода".
Уничтоженные работы Меркурова, или Что же удалось сохранить в Ереван>>
И не нужно полагать, что суровые чекисты из всесоюзного главка не понимали, что все это означает – прекрасно понимали, "Ка-Ге-Бе" на мякине не провести было. Почему же все-таки стали возможными эти постройки – ответить трудно. Быть может, мы должны быть за них благодарны и армянским коллегам всесоюзных чекистов, и руководству республики – сумели уговорить вышестоящее начальство. Уж не знаю, что они ему там рассказывали…
И винные подвалы, мараны треста "Арарат", созданные Исраеляном вместе с неподражаемым Кочаром – и это, конечно, непревзойденный шедевр. Здание подвалов уникально абсолютно – оно не напоминает ни завод, ни крепость, ни что-то еще. Оно само по себе, разве что задает направление на Арарат двумя башнями, в соответствии названию треста, и если не знать, что именно здесь находится, по внешнему виду здания догадаться вряд ли возможно.
Что скрывает щит у ног памятника "Мать-Армения"?>>
Среди творений Рафаела Исраеляна еще и памятники в честь славных военных побед в Нор Ачне и Мусалере, это орел у въезда в Ереван и львица у Гегарда. Он еще и церкви строил, армянские – в Монтевидео, например, не говоря уже о Милане с Нью-Йорком.
Это обязательность национальных канонов и мотивов в любом архитектурном произведении. Это то, что в последние годы начинает постепенно забываться новым поколением армянских архитекторов.