То, что запрет Тбилиси провозить зерновые через территорию Грузии автотранстпортом отложен на пятнадцать дней, висящей в воздухе тревоги не развеяло. Напрямую задета продовольственная безопасность Армении, как единственной страны, которой это решение касается – вот и остается размышлять, считать ли это недружественным шагом, или есть логичные причины. Недавний визит премьер-министра Грузии Мамуки Бахтадзе ясности не добавил тоже.
Первое, что приходит в голову – ничего личного, только бизнес, ибо таким образом Грузия становится монополистом по перевозке зерна в Армению, а в идеале вполне может стать и единственным его поставщиком, закупая и продавая это зерно Армении от порта Поти. Финансовые выгоды будут значительными, к тому же увеличится грузооборот порта и железной дороги, ведь сейчас зерно везут, в основном, армянские перевозчики, и Тбилиси от этого прибыли мало.
Об этом в интервью изданию EADaily.com говорит эксперт по логистике Тигран Хачатрян.
"Если весь транспортный узел в руках Грузии, она может стать крупнейшим покупателем зерна для продажи как на внутреннем рынке, так и армянской стороне. Здесь будет работать эффект масштаба, и Грузия сможет предложить самые низкие цены на зерно армянской стороне в Поти (с учетом логистических расходов это может быть выгоднее, чем цены в Новороссийске), тем самым имея возможность стать монопольным поставщиком зерновых в Армению. После этого … она уже сможет диктовать условия и цены. То есть, перед Арменией маячит также перспектива усиления зависимости от Грузии в вопросе хлеба", — считает эксперт.
"Лучший в мире": что подарили Бахтадзе и чем угощали делегацию Грузии в Ереване — видео>>
Но, думается, кроме чистой бизнес-составляющей – а кому не хочется обеспечить дополнительную постоянную и немалую прибыль своим портам и железным дорогам – здесь может быть и другой аспект. А именно – советы "извне", внешнее, если не давление, то настойчивые рекомендации.
Как бы снисходительны не были Соединенные Штаты к тому, что Армения не присоединяется к санкциям против Ирана, им и Израилю такое положение вещей нравиться не может. К тому же в последнее время и США, и НАТО все уверенней говорят о практической решенности вопроса вступления Тбилиси в североатлантический альянс.
Почему бы не предположить, что этот шаг, который позволит взять Армению, союзника России, под контроль с возможностью захлопнуть "капкан" в удобный момент, сделан с прямой подсказки или одобрения Вашингтона и Тель-Авива. Ну и Турцию с Азербайджаном, имеющих немалые финансовые рычаги в Грузии, забывать не стоит.
Вот и министр обороны Израиля Либерман предпринял небывало долгий южно-кавказский вояж в обход Еревана. Зато два дня провел в Тбилиси, а в Баку так вообще загостился почти на неделю, впору бакинскую прописку оформлять.
Туда же, в Баку, приехал и Эрдоган, И хотя формально он с Израилем "на ножах", на деле, думается, любящие друзья друг друга не предают. Нет, конечно возможно, что тбилисско-бакинский вояж Либермана с зерном для Армении никак не связан, только в наше время в совпадения верится с трудом.
Армения и Грузия создадут дорожную карту торгово-экономического сотрудничества>>
Так что, возможно, выгода Грузии от перевозки зерновых для Армении, в условиях определенного сокращения грузопотока углеводородов по ее железной дороге, оказалась очень удачной идеей еще и для определенных стран с радостью поддержавших Тбилиси в его начинании. Некоторое омрачение отношений с соседней страной, по сравнению с финансовыми и политическими приобретениями, для Тбилиси оказалось приемлемой ценой.