ЕРЕВАН, 20 сен – Sputnik. Освобождение от налогов частных извозчиков может негативно повлиять на сферу в целом, сказал председатель Отраслевой ассоциации работодателей такси-сервисов Армении Ваагн Саакян на пресс-конференции в четверг.
18 сентября, премьер-министр Армении Никол Пашинян в прямом эфире в Facebook сообщил, что правительство Армении обсуждает поправки в Налоговый кодекс и скоро придет к решению освободить от налогов частных извозчиков. Премьер считает это важным решением, которое положительно повлияет на решение проблем городского транспорта. Пашинян уверен, что освободившись от налогов, таксисты смогут понизить тарифы и перевозить пассажиров по доступным ценам.
С этим мнением согласны, однако, далеко не все представители сферы, считая его неоднозначным и даже в какой-то мере опасным для сферы. Свои опасения и предложения Саакян уже изложил в письменном обращении к премьер-министру. Сегодня же он решил поделиться своими соображениями с прессой.
"Мы приветствуем решение премьера и не можем отрицать его социальную составляющую. Однако не совсем понятно, кто эти "частники", или по какому признаку водители делятся на "частников" и других", — сказал Саакян.
Акция протеста в Ереване: водители требуют от властей навести порядок>>
Сегодня под категорию частных извозчиков попадают также те, кто сотрудничает с онлайн такси-сервисами, такими как Yandex, GG и т.д. Однако, считает Саакян, такая градация в корне ошибочна. "Частниками", на его взгляд, должны считаться только водители, работающие на своем личном автотранспорте и только на себя.
Надо понимать, что сотрудничая с какой-либо компанией, водитель автоматически переходит из категории "частников" в другую лигу. Многие же водители, зарегистрированные в онлайн-такси, работают на два фронта: когда нужно – они наемные работники, когда нет — отключают систему и работают на себя.
Такое положение вещей создает определенные риски. По мнению Саакяна, эти компании действуют с грубыми нарушениями, помогая таксистам работать "на тень". Частник отдает компании комиссию с каждого заказа. С онлайн-сервиса же государство взимает НДС в размере 20% от общего дохода. При этом, какова реальная прибыль компании, определить достаточно сложно, считает Саакян.
"Получается, что онлайн-сервисы способствуют теневой работе водителей такси. При этом они, в отличие от обычных такси-сервисов, за каждого зарегистрированного у себя водителя не платят подоходный налог (то есть минимум 23% — ред.)", — объясняет Саакян.
От этого страдают такси-сервисы, которые обязаны платить налог как на прибыль, так и за каждого зарегистрированного сотрудника.
"Эта тенденция вскоре приведет к монополизации сферы", — говорит Саакян.
Сегодня на армянском рынке действуют три крупных сетевых онлайн-сервиса: GG, Яндекс.такси и западная компания Uber.
Когда смерть дороже жизни, или Ритуальный бизнес в Армении>>
По данным Саакяна, в GG зарегистрировано до 7 тысяч машин, в Яндексе – до 12 тысяч, в Uber – до 10 тысяч. Более половины из осуществляемых ежедневно только в Ереване пассажирских перевозок приходится на такси-сервисы.
Что касается частников, практически "вымирающую касту" среди таксистов, то ежемесячный налог в размере 12 тысяч драмов (около 23 долларов) для столичных таксистов и 5 тысяч (около 10 долларов) для областных(около 23 долларов) им и так временно отменили. О каком тогда налоге говорил премьер – не совсем понятно.
Саакян опасается, что если не будет четких разграничений, то многие недобросовестные водители воспользуются идеей премьера в ущерб госбюджету и сфере.
Например, в той же соседней Грузии проблему такси решили просто. С 1 октября работать таксистом в Тбилиси без специального удостоверения будет запрещено. При этом разрешение будут получать физические лица, имеющие водительские права и таким образом желающие получить дополнительный заработок. Четко прописаны требования к автомобилю.
После прохождения регистрации владельцу такси выдают удостоверение с личной фотографией, в котором указаны имя и фамилия водителя, номер лицензии, дата выдачи и срок действия документа, государственный номер, марка и модель машины, а также QR код.
На рынке автострахования в Армении полный беспредел — юрист>>
Обладатели лицензии обязаны распечатать документ в формате А5 и разместить его в машине на видном месте, а также обеспечить перевозку пассажиров только с помощью того легкового автомобиля, который указан в документе. Среди обязательных требований — размещение на крыше автомобиля желтого опознавательного знака такси во время работы.