Состоявшиеся 23 сентября выборы в Совет старейшин Еревана не стали неожиданностью по части результатов. Все, как и ожидалось: победа блока "Мой шаг" не вызывала сомнений (хотя, учитывая внушительное число тех, кто выборы проигнорировал, за победителей проголосовала лишь треть от общего числа избирателей), все остальные далеко позади.
Но речь сейчас не о победителях, а о проигравших. Вернее, даже о тех, кто проиграл с треском, набрав едва различимые невооруженным глазом проценты. И это обстоятельство очень удручает.
Оставим вопрос о том, зачем политической силе участвовать в каких бы то ни было выборах, если заведомо известен микроскопический процент ее голосов – это решать самим партиям и блокам. Но разве нормально, когда в выборах участвует ровно дюжина политических сил, из которых три четверти не дотягивают до 2%, а одна – до 5%?
Выборы в Ереване: как проголосовали горожане в разных частях столицы>>
Это не может быть нормальным, более того – это очень печально. Потому что опять, как и за все время существования Третьей республики, мы оказываемся перед фактом полного отсутствия серьезной оппозиции. Как показывает опыт, власть, не имеющая нормальной оппозиции, заканчивает печально – дело только в сроках.
Некоторые объединения были созданы наспех, к минувшим выборам, и не о них речь. Блок "Луйс", старательно игравший роль как раз "оппозиции", похоже, в заблуждение мало кого ввел, и, фактически, единственной более или менее претендующей на оппозиционность силой осталась партия "Процветающая Армения" (ППА).
Системной, конструктивной оппозицией эта партия при желании стать может, только в это не особенно верится. У ППА есть все предпосылки, кроме идеологии – не в большевистском, "топорном" смысле, а именно комплекса идей и принципов, воплощая и отстаивая которые партия может привлечь к себе избирателя.
Партии и блоки на выборах в Ереване: кто сколько получил и потратил>>
Остальные же годами не могут (и не хотят) выбраться из третьестепенных ролей. А может, им так хорошо и спокойно. Ну скажите на милость, разве может быть оппозицией партия "Страна Абрикоса", представители которой приносят на заседание муниципального органа склянки с далеко не абрикосовым содержимым и рассказывающие сказки о том, как они мгновенно расправятся со всеми олигархами?
Или "Оринац еркир": этой партии важнее всего получить хоть какой-нибудь даже не министерский портфель, а второстепенный пост в любом, пусть самом незаметном и малозначащем ведомстве. "Наследие" же, пожалуй, так и не поняло, что еще пять лет назад окончательно потеряло сторонников, причем, до такой степени, что пора бы задуматься о самороспуске.
Оппозицией могла бы стать АРФ "Дашнакцутюн" (АРФД), учитывая как раз вопрос наличия идеологии, да только проценты тоже мизерные. И справедливо: партия, никогда не набиравшая много голосов, растеряла последние совсем недавно: осмелюсь предположить, что произошло это, в числе прочего, по причине легкости необыкновенной, с которой АРФД мгновенно вышла из коалиции с оказавшимися под жесточайшим прессингом республиканцами.
Баблоян о проекте Пашиняна: нельзя распустить парламент по желанию кого-либо>>
Не то, чтобы люди очень уж обиделись за РПА, нет, конечно, просто если для "Дашнакцутюн" настолько просто решается вопрос о смене политического вектора и союзников, то это наводит на размышления. Вот и навело, и не нужно удивляться почти неотличимым от нуля процентам.
А отсутствие умной, конструктивной оппозиции – величайшая угроза для любой власти. Власть, лишенная оппозиции, рано или поздно начинает почивать на лаврах, уверившись в собственной неуязвимости. Однако это неуязвимость карточного домика, который сметается любым целенаправленным дуновениям политического ветра, что и доказала невеселая политическая судьба РПА.
Между партией власти (любой) и другими политическими силами (любыми) могут быть различные договоренности, в том числе и по роли "оппозиции". Но в том-то и дело, что театрализованной постановкой в таких делах не обойтись, и попытки инсценировок жестко наказываются. Поэтому оппозиция должна писаться без кавычек.