ЕРЕВАН, 25 сен — Sputnik, Нана Мартиросян. Совсем недавно в Ереване прошли выборы в Совет старейшин. Впервые за десятки лет в ходе предвыборной кампании политические силы прибегли к активному использованию PR-технологий.
Sputnik Армения поговорил с экспертами по общественным связям и выяснил, какие именно технологии использовались в ходе агиткампаний.
Армянский эксперт в сфере PR Астхик Аветисян считает, что с учетом коротких сроков, в которые политическим силам надо было уложиться, пришлось прилагать максимум усилий, чтобы завладеть вниманием избирателей и донести до широких масс свой основной посыл.
В ходе предвыборной кампании соперники, по ее мнению, не прибегали к "черному пиару", однако использовались грязные технологии в виде дискредитирующих видеоматериалов и дезинформации.
"Отличительной чертой этих выборов стала попытка вернуться после многолетней паузы к формату публичных дебатов. Однако она провалилась из-за плохой модерации: политическим оппонентам не удалось грамотно использовать эфир для демонстрации своих сильных сторон", – подчеркнула она.
Карточный домик: почему команда Пашиняна может повторить горькую судьбу РПА>>
Блок "Мой шаг" пошел, по большей части, по классической схеме, также организовывая время от времени массовые мероприятия. Новшеством было то, что кандидат от блока Айк Марутян визуализировал свою программу и представлял слайд-шоу, интересные постеры и ролики. Политическая сила активно использовала технологию "лидера общественного мнения" (ЛОМ). Участие премьер-министра Никола Пашиняна в предвыборной кампании, в частности, меняло общественные настроения и помогло получить победные 80%, отметила эксперт.
Нельзя обойти вниманием и наделавшее много шума заявление Марутяна о разделении общества на "черных и белых". Есть вероятность, что оно было сделано намеренно, чтобы отвлечь внимание общества и журналистов от программных положений, считает Аветисян.
Блок "Луйс" и ее кандидат в мэры Артак Зейналян выбрали другую тактику, и пошли по пути создания более дружеской теплой атмосферы, рассказывая о своей программе за кружкой пива в пабе.
"Процветающая Армения" же пыталась увеличить свои шансы на победу, делая акцент на привлечение инвестиций, отметила она.
Еще одно интересное наблюдение эксперта по ходу предвыборной кампании: на самых видных и важных местах красовались плакаты и постеры блока "Мой шаг", в метро местами можно было увидеть постеры ППА, блока "Луйс" и "Еркир цирани". Остальные были представлены гораздо скромнее.
Все силы пытались найти свою "фишку", считает Аветисян, однако из-за сжатых сроков серьезно и глубоко продуманных идей так и не появилось.
Что в первую очередь придется доказывать ереванцам блоку "Мой шаг" и Айку Марутяну лично>>
"Была одна очевидная и интересная символика — изображение Пашиняна и Марутяна с победно поднятыми руками. Это было своего рода намеком на возможный исход выборов", – сказала эксперт.
В свою очередь специалист в сфере PR Айк Киракосян считает, что новые технологии как таковые почти не применялись, однако бросалось в глаза активное использование социальных сетей.
"Предвыборная кампания прошла достаточно цивилизованно, однако без "черных" технологий не обошлось. В сети, в частности, распространялись фотографии, на которых было видно, что плакат одной силы клеился поверх плаката другой. Это делалось для того, чтобы дискредитировать вторую", – подчеркнул он.
Сами же постеры, на его взгляд, отличались разнообразием и друг друга не дублировали. Хорошим ходом он считает и размещение больших и маленьких плакатов рядом: это создавало позитивный контраст и привлекало внимание.
Выборы в Ереване: как проголосовали горожане в разных частях столицы>>
Блок "Мой шаг" придерживался минималистичной цветовой палитры: на черно-белом фоне красная галочка смотрелась особенно контрастно и бросалась в глаза. "Луйс" же отдал предпочтение сиреневому цвету и изображению архитектурного комплекса "Каскад", что смотрелось очень хорошо, считает Киракосян.
Эксперт заметил, что женщины-кандидаты примерили на себе имидж "железной леди" и вели себя чрезмерно брутально. Также пытались вовлекать конкурентов в дебаты и "добивать" их программными положениями.
Некоторые силы использовали всяческие "кричалки" и фотосессии, чтобы привлечь больше внимания и создать своего рода командный дух.
"Эти выборы были хорошей тренировкой перед парламентскими выборами. Тогда "букет" избирательных технологий будет намного богаче и разнообразнее", – считает он.
Напомним, по итогам выборов, в Совет старейшин (городской совет) Еревана проходят три силы: блок "Мой шаг" (81%), партия "Процветающая Армения" (7%) и блок "Свет" (5%). Избранный горсовет выберет мэра города. Список победившего блока "Мой шаг" возглавляет известный актер-шоумен Айк Марутян.