Ипотека стала доступнее, а таксисты "безналоговыми": что будет с ценами и качеством

© Sputnik / Aram NersesyanТакси
Такси - Sputnik Армения
Подписаться
Предвыборные ереванские страсти, а за ними и сами выборы в определенной степени заслонили собой все иное, что происходило в стране последние дни и недели. Например, облегчение ипотечного бремени молодым семьям и освобождение таксистов-частников от налогов.

Правительство выступило с довольно интересными инициативами. Если вкратце, то отныне семьи, в которых сумма возрастов супругов не превышает 70 лет, могут вносить 10% от стоимости жилья, остальное будет застраховано. К тому же, как отметил замминистра финансов Армении Карен Тамазян, "если ипотека берется на новое жилье, молодая семья может получить возврат налога на доход, в размере процентов по кредиту. В этом случае, процент оказывается вообще нулевым".

Новостройка в Ереване - Sputnik Армения
Жилье молодым: в 2018-м покупателям квартир в Армении вернули почти вдвое больше налога

Есть, правда, одно "но": кредитные заявки рассматривает и утверждает только банк.

"Банк выдает кредиты из своих денег, поэтому только банк определяет вашу надежность как заемщика. Государство здесь вмешиваться не может", — подчеркнул Тамазян.

Собственно, никаких претензий по этому пункту быть не может, все законно и логично, разве что может обеспокоить присущее нашим банкам обыкновение перестраховываться: порой в кредитах отказывают совершенно неожиданно, когда, вроде бы, нет никаких оснований. Впрочем, если уж государство не может вмешиваться в этот процесс, то мы и подавно.

А еще, к вящей радости таксистов-частников, премьер-министр объявил недавно, что "на территории Армении и в Ереване все таксисты-частники будут освобождены от всех видов налогов. Они не будут платить налоги и будут работать свободно". Предполагается, что эта мера, помимо облегчения финансового положения граждан, занятых частным извозом, будет стимулировать конкуренцию и улучшит качество обслуживания, параллельно снизив цены.

Что касается социального положения частных таксистов, то оно, конечно, улучшится. И это хорошо, когда часть общества начинает жить лучше, но есть в этом элемент некоторой несправедливости: почему от налогов освобождаются лишь таксисты, а не парикмахеры-частники, например?

Таксист - Sputnik Армения
A частники - кто? Почему инициатива Пашиняна поставила на уши армянских таксистов

Насчет стимулирования конкуренции и качества обслуживания возникают определенные сомнения. Вряд ли освобождение от налогов побудит таксиста-частника улучшить качество предоставляемой им услуги: не видно прямой связи между отсутствием налогов и, например, желанием содержать свою автомашину чистой.

Кроме того, очевидно произойдет прибавление в количестве частников, а город таксомоторами перенасыщен уже давно. С одной стороны, это удобно пассажиру – есть, из чего выбирать и не приходится ждать такси подолгу, с другой – пресловутые заторы, пробки и низкая водительская квалификация определенной части таксистов.

Насколько все это стимулирует конкуренцию, сказать трудно. Ясно лишь, что такси-сервисы получат новую головную боль, и их интересы будут в какой-то степени ущемлены. Хотя, как говорят водители и частных такси, и работающие на фирмы (с кем удалось побеседовать), вряд ли отмена налогов на частников приведет к оттоку работников из сервисов, в процентном отношении нынешняя пропорция сохранится.

По поводу снижения цен на услуги такси также возникают сомнения. Положа руку на сердце, такси у нас – совсем не дорогая услуга, и куда еще снижать цены, представить трудно. И опять же никак не видно прямой связи между отменой налогов и пробуждением непреодолимого желания у таксиста снизить запрашиваемую им за извоз цену. Ведь если он снизит ее, то эффект избавления от налогов ощутимым не станет.

Активисты заблокировали движение улицы Аргишти перед мэрией столицы (10 мая 2018). Ереван - Sputnik Армения
Гайки закручивают: правительство Армении запретит работать транспортникам - самозванцам

А есть еще одна часть таксистов, которых эти перемены совершенно не задевают, они и так работали без каких-либо выплат государству. У них есть "свои" клиенты, и работают они исключительно по телефонным заказам.

Один из них, Роман В., говорит, что рад за своих товарищей, которые получат хоть небольшую прибавку к скромным доходам, но лично он никогда и не думал ставить на свою машину отличительные знаки такси и отличаться от обычного автолюбителя на личном автомобиле. При этом Роман долгие годы работает с утра до ночи: даже если новые постоянные клиенты не появляются, уже имеющихся ему вполне достаточно.

И последнее, что хотелось бы сказать по этому поводу. Быть может, не следует полностью выводить целую сферу (или определенную ее часть) из-под государственного контроля. Бесконтрольность порождает чувство вседозволенности, и это естественно. Вот если бы, параллельно с отменой налогов, усилить, например, контроль технического состояния автомашин, ввести серьезные медицинские требования к водителям, тогда качество обслуживания улучшится несомненно.

Лента новостей
0