Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
Сухопутный путь из Армении в Россию лежит через Грузию, причем преодолевать приходится не только трассы соседней страны, перегруженные фурами, но и гору Казбек. Тот, кто однажды проезжал по этому пути, вряд ли его когда-нибудь забудет.
Дорога, проходящая по краю глубокого обрыва, прямо скажем, не для слабонервных. Добавьте к этому еще и не всегда благоприятные погодные условия, ведь дождь, снег или туман – обычные здесь явления. При этом, движение по этому пути не прекращается даже ночью.
Казалось бы, пассажирскими перевозками в таких сложных условиях должны заниматься только высококвалифицированные водители и исключительно на надежных автомобилях, которые перед каждым рейсом проходят тщательный техосмотр. На кону ведь человеческие жизни… Но, как это ни парадоксально, на деле порой все оказывается совершенно иначе.
"Музейный экспонат"
Размик – мужчина лет 60 – вместе с сыном решил навестить этим летом родственников, живущих в Краснодаре. Сам он родом из армянского города Гюмри, где какое-то время назад совершал полеты лоукостер "Победа", однако в этом году малобюджетные рейсы были закрыты. За один билет туда и обратно Размику пришлось бы заплатить порядка 320 долларов, в то время как на автомобиле тот же путь можно совершить всего за 100 долларов, но, разумеется, далеко не с таким комфортом. Ведь если на самолете из Гюмри до Краснодара можно добраться всего за час с лишним, то путь на автомобиле займет около суток. Тем не менее, именно этот вариант предпочитает большинство жителей Армении.
Лоукостер "Победа" начнет перевозить пассажиров стоя — источник>>
Как рассказывает Размик, они добрались в Россию довольно успешно, но вот обратную дорогу, точнее – автомобиль, на котором пришлось ехать, вряд ли уже когда-нибудь забудут.
"Это был минивэн марки Mercedes Vito, в абсолютно безнадежном состоянии. Машина была с механической коробкой передач, однако педаль сцепления была вдавлена вовнутрь. Но это еще не самое страшное. У автомобиля была серьезная проблема с освещением. Из передних фар горела только одна. Стоп-сигналы (обозначают торможение транспортного средства – ред.) попросту не работали", — вспоминает Размик.
В результате едущим позади водителям приходилось угадывать действия шофера. При этом пришлось ехать ночью, в туман по трассе, перегруженной фурами. Размик признается, что они все время боялись попасть в аварию.
Но и это еще не все. Поскольку в машине не работал также отопитель (печь), нашему собеседнику вместе с еще одним пассажиром пришлось всю ночь протирать изнутри покрытое трещинами лобовое стекло.
"На хребте было очень холодно, была гроза, шел ливень. В машине дуло отовсюду, лобовое стекло постоянно потело. Выбора не было, нужно было помочь водителю, чтобы добраться в целости и сохранности", — говорит он.
Пока автомобиль ожидал своей очереди на российско-грузинской границе, Размик с сыном вышли из него, чтобы найти другое транспортное средство, на котором можно было бы добраться до родины с меньшим риском. Однако, не найдя ничего подходящего, снова вернулись в минивэн.
То, что им все же удалось добраться до конечного пункта, иначе как чудом, наверное, не назовешь.
"И тут я не удержался и сказал водителю: "Ну, все, брат, можешь теперь помыть свою машину, отдать в музей и надписать: "Она доехала из России в Армению". Каково же было мое удивление, когда молодой человек мне спокойно ответил: "Нет, дядя, мне завтра с утра на ней пассажиров обратно везти". Эту машину ему кто-то дал, он ее не покупал", — поясняет наш собеседник.
"Нам что — драться с ними!": у водителей армянских маршруток лопнуло терпение>>
Размик пытается войти в положение водителя, который всеми силами хочет обеспечить свою семью, но при этом никак не может оправдать, ведь он рискует не только собственной жизнью, но и жизнями других людей.
Водитель — ас, но доверия не вызывает
Но не только автомобили с массой технических проблем вызывают опасения, а порой и сами водители.
Еще один гюмриец – молодой человек по имени Давид – почти каждый год отправляется на автомобиле в Анапу.
Водители междугородних микроавтобусов готовят транспортный коллапс в Ереване>>
Он отмечает, что далеко не все водители относятся к своему делу с должной ответственностью.
"Я сам неплохо вожу, но даже если у тебя хорошая реакция и немалый опыт, то это вовсе не означает, что на сложнейших трассах ты можешь одной рукой лузгать семечки, а другой – печатать сообщения", — говорит Давид.
При этом пример с семечками он привел не просто так: водители очень часто их щелкают в пути, так как, по их признанию, это помогает отгонять сон.
"Допустим, так оно и есть, но что значит отправлять смс за рулем? Ведь это сильно отвлекает", — недоумевает Давид.
Собеседник Spunik Армения припоминает случай, когда шофер рейсового автомобиля попросту устроил гонку на одной из трасс в Грузии, сильно напугав пассажиров.
"А однажды уже на территории Армении мы, очень уставшие, проделали лишних 400 километров только потому, что нашему водителю нужно было кому-то что-то передать за деньги. Мы, армяне, в подобных случаях обычно не делаем замечаний, а надо бы", — говорит наш собеседник.
На эту тему нам удалось поговорить с заместителем начальника управления транспорта Минтранса Армении Давидом Мелконяном.
Говоря конкретно о пассажироперевозках из Армении в Россию, Мелконян отметил, что существуют регулярные и нерегулярные рейсы.
"Компании, выполняющие регулярные рейсы, были отобраны по итогам конкурса и имеют специальное разрешение Минтранса на их осуществление. Что касается нерегулярных рейсов, то примерно с июня на каждый рейс выдается лицензия", — объясняет он.
Ипотека стала доступнее, а таксисты "безналоговыми": что будет с ценами и качеством>>
Чиновник признается, что существуют некоторые сложности с контролем данной сферы.
"Сейчас сферу регулирует транспортная инспекция, но в дальнейшем эта функция будет передана другой структуре. Дело в том, что у нас сейчас переходный период: транспортная инспекция упраздняется и формируется новый единый ведомственный орган", — объясняет Мелконян.
Что касается поведения водителей, то, по его мнению, тут очень сложно осуществлять непосредственный контроль.
Позволим себе не согласиться с представителем Минтранса, ведь существует множество проверенных схем, позволяющих грамотно организовать пассажирские перевозки.
Из всего сказанного ясно одно: государство пока не регулирует эту сферу в полной мере. Тут уже сами пассажиры вынуждены брать ответственность на себя и выбирать, на каком автомобиле и с каким водителем отправляться в нелегкий путь.