Интересная вещь – два Сергея, Погосян и Бондаренко, в один голос называют поддержку болельщиков едва ли не самым главным фактором своих побед. Эта благодарность до сих пор не померкла, а ведь со временем могла бы и поистереться.
"Мы с Заназаняном отрабатывали удары после тренировок, когда все уже расходились, заканчивали только тогда, когда работники стадиона – осветители, уборщики – приходили просить нас закругляться, им хотелось домой. Потому мы и побеждали, а если бы бежали после тренировки в бар, то и не видать нам побед, как своих ушей", - уверен Бондаренко.
Взрывоопасный форвард: как Гамлет Мхитарян заставлял аплодировать себе>>
Погосян говорит, что они и не мечтали о таких стадионах и таких условиях, какие есть сейчас – да вот хотя бы на Республиканском стадионе в Ереване.
"Тем не менее, на "Раздан" приходили 70 тысяч человек, и в этих условиях попробуй сыграть плохо", - утверждает он.
Когда-то украинские кинематографисты сняли документальный фильм про тот "Арарат" - лента называлась "Характер". Авторы почему-то решили уточнить, из каких городов и весей родом его игроки. Братья Абрамяны и Иштоян – из Ленинакана, Норайр Месропян – из Апарана, Маркаров с Андреасяном – из Баку, а Ереван был представлен "самым армянским украинцем" Сергеем Бондаренко, а таже Александром Коваленко.
И тут в голову приходит такая мысль. Дело в том, что из всех команд, добивавшихся наивысших успехов в советских футбольных соревнованиях, лишь один "Арарат" (и в большой степени тбилисское "Динамо") опирался исключительно на собственные кадры. В команде, за всю ее советскую историю, по пальцам можно пересчитать игроков, приглашенных из других республик, и те, в подавляющем большинстве, вратари, с которыми у нас традиционная проблема.
Легендарный командир "Арарата": какой гол Алеша Абрамян так себе и не простил>>
Это было удивительно тогда на фоне киевского "Динамо" и московских клубов, пользовавшихся практически неограниченными возможностями приглашения любого понравившегося игрока. А мы вот с исключительно доморощенными кадрами чемпионами становились.
А все именно потому, что, как говорит Бондаренко, для них, игроков того "Арарата", не было большей награды, чем радость переполненного родного стадиона. Его самого, между прочим, не раз приглашали в разные клубы Союза, особенно старались украинские. Бондаренко покинул "Арарат" лишь раз, и то всего на пару недель, когда Артем Фальян перешел из "Арарата" на тренерскую работу в ленинградский "Зенит", и уговорил Сергея поехать с ним. Бондаренко тайно, не говоря ничего Фальяну, вернулся в Ереван.
Погосян вспоминает, как, возвращаясь после проигранных матчей домой, много раз ждал со спортивной сумкой в руках, с вещами, позднего вечера, чтобы разошлись по домам соседи, разговаривавшие и игравшие в нарды на лавочках и в беседках летними ереванскими вечерами. Стыдно было, неудобно: да, выиграть абсолютно все невозможно, но если к этому не стремиться, то чемпионом не станешь.
"Арарату 73" - 45 лет: легендарный Никита Симонян знает, как повторить тот подвиг>>
А еще два Сергея с большой теплотой вспоминают всех своих одноклубников – и тех, кого уже, к сожалению, нет. Когда спортивная команда – как одна большая семья, тогда и успехи приходят, не задерживаясь в гостях у других. Эти ребята очень хотели стать чемпионами – и стали ими, и это, пожалуй, самое трудное на пути к победам: очень захотеть, так захотеть, чтобы победить.