Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Приостановление регулярного движения парома по маршруту Кавказ-Поти-Кавказ однозначно повлияет на грузопоток из России в Армению и обратно. Однако для минимизации рисков, а также с учетом сложной ситуации на КПП "Верхний Ларс" Ереван обсуждает вопрос приобретения своего парома.
ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога сегодня распространила информацию, в которой разъяснила ситуацию с приостановкой паромного сообщения с 1 декабря 2018 года. Решение компании, согласно заявлению, было продиктовано сокращением объемов грузоперевозок в этом направлении.
"Ничего принципиального в работе ЮКЖД по части грузоотправления по маршруту порт Кавказ-Поти не изменилось. В связи с сокращением объемов грузов на рынке перевозок на данном направлении в рабочем порядке внесены определенные коррективы для транспортировки по этому маршруту. При наличии спроса на транспортировку ЮКЖД обеспечит перевозку по маршруту Порт Кавказ-Поти", - говорится в распространенном релизе.
И.о. замминистра транспорта, связи и информационных технологий Армен Памбухчян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что паромное сообщение используется для перевозки не всех видов товаров.
"Без функционирования парома однозначно будут разного типа проблемы. В частности, они возникнут в связи с продукцией в энергетической сфере, горнодобывающей промышленности, с нефтепродуктами. Проблемы могут быть и при поставках зерновых", - сказал Памбухчян.
И.о. замминистра не исключает, что в скором времени Армения приобретет собственный паром. Наиболее вероятным является покупка парома 1976 года, стоимость которого составляет от 1,8 миллиона долларов до 2,2 миллиона долларов. Однако вся проблема в том, что он работает с перебоями и нуждается в частом ремонте.
Новый паром обойдется Армении в кругленькую сумму – от 10 миллионов долларов до 12 миллионов долларов.
"Пока ведутся переговоры, однако ряд бизнесменов готовы сделать инвестиции для приобретения парома за 2,2 миллиона долларов", - сказал Памбухчян.
Он подчеркнул, что сроки покупки пока неизвестны. Как только все будет утверждено, вопрос будет представлен на рассмотрение правительства в узком составе.
И.о. замминистра лично говорил с генеральным директором ЮКЖД Сергеем Валько и тот заверил, что при необходимости и при достаточном объеме товаров компания готова осуществлять перевозки и сегодня.
В ответ на вопрос, возможна ли кооперация между поставщиками Грузии и Армении с целью обеспечения объемов грузопотока для бесперебойной работы паромного сообщения, Памбухчян сказал, что ничего не исключает.
"Мы будем готовы сотрудничать с грузинскими коллегами и должны обсудить этот вопрос на государственном уровне. На данный момент ничего не исключаю", - подчеркнул он.
Пока в Армении решают вопрос с паромом, в Грузии также обеспокоены приостановкой паромного сообщения. Директор Центра исследования транспортного коридора Паата Цагареишвили считает немного абсурдным сложившуюся ситуацию, учитывая, что тарифы на железнодорожные перевозки снижены.
Выживающие армянские импортеры с иммунитетом, или Кому не хватает политической воли>>
"Приостановка сообщения по данному маршруту негативно повлияет на все. Грузинская сторона и железнодорожный сектор Грузии заинтересованы в функционировании этой линии. Армения и вовсе должна быть заинтересована в задействовании маршрута, учитывая то, что тарифы на железнодорожное сообщение снизились на 45%", - сказал Цагареишвили.
Функционирование маршрута важно не только для Армении, но и для Грузии. Тбилиси считает паромное сообщение одним из перспективных направлений. Перед Грузией также встает вопрос активизации деятельности порта Поти.
"Если по грузинским железным дорогам в 2012 году было перевезено 20 миллионов тонн груза, то этот показатель в 2016 году уже снизился до 10 миллионов тонн. В этом году и вовсе ожидаем уменьшения потока товаров", - сказал Цагареишвили.
Напомним, роль Армении для порта Поти увеличилась после запуска Баку-Тбилиси-Карс в прошлом году. Он бросает вызов грузинскому "проекту века" — строительству глубоководного порта Анаклия, а также может привести к падению грузопотока через грузинские порты Батуми и Поти. Из Азербайджана грузы будут проходить по участку грузинской железной дороги к турецким портам в обход грузинских.
Это увеличит роль Армении, активно использующей грузинское направление для внешней торговли. Тбилиси будет больше нуждаться в товарах из Еревана для заполнения своих портов. Армения, в свою очередь, сможет выторговать для себя приемлемый тариф на грузоперевозки.