Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Каждый год, в день "советизации" Армении (в 1920 году) немногочисленные группы коммунистов собираются ненадолго у памятника Шаумяну в центре Еревана. Возлагают цветы, говорят приличествующие такому случаю слова и мирно расходятся.
Так бы оно случилось и в этом году, да вот решили вмешаться евроинтеграторы – не те, что выступают за развитие отношений с Европой, а те, которым везде мерещится российская, а ранее – советская "оккупация". Пара десятков человек, под соответствующими лозунгами, решили "закрыть" памятник Шаумяну и мемориал павших бойцов Красной Армии. Попытались – и, что называется, напоролись на достойный ответ, причем дважды.
Армянские СМИ и соцсети в четверг подробно описали две стычки, случившиеся, кроме упомянутой у памятника, еще и у посольства России в Ереване. Те самые человек двадцать якобы проевропейски настроенных подошли к зданию российской дипмиссии с невнятными лозунгами, попытались передать ноту, но из дипломатов к ним никто не вышел.
Плохой оратор или предвестие страшного урожая – что сказал Сасун Микаелян?>>
Сопровождал их полицейский отряд, численностью превосходивший митингующих и не позволивший им приблизиться к воротам.
Более того, "европейцы" были оттеснены второй раз – возмущенные представители левых организаций вынудили их отойти к зданию ереванской мэрии неподалеку. На этом, как говорится, инцидент можно было бы считать исчерпанным, если бы…
То, что Третья республика до сих пор существует исключительно на культурной и материально-технической базе Второй, то есть советской Армении, настолько очевидно, что с этим не спорят самые убежденные воители с прошлым – со страной, которой не существует уже 27 лет.
Хотя бы потому, что за время с 1991 года и до сегодняшнего дня не было создано и построено ничего – наоборот, эксплуатировалось и продолжает эксплуатироваться созданное в годы СССР, к которому можно относиться как угодно, но факты – вещь упрямая.
В качестве заметки на полях: в ряде стран армянская диаспора отмечает 29 ноября, как "день возрождения нации". В этом году серьезные мероприятия прошли, например, в Аргентине. Это так, к сведению.
Тем же, кто говорит о том, что сто лет назад большевики вооружали Турцию, чтобы вместе с ней оккупировать Армению, даже отвечать не хочется, говорит историк, писатель и журналист Армен Гаспарян – настолько их "аргументы", рассчитанные на людей без знаний, находятся по ту сторону добра и зла, за гранью логики.
Пашинян и шествие: голоса вопиющих в пустыне — ничто, пока успех властей мерится лайками>>
"Это – грубая и неприкрытая фальсификация истории, со всеми вытекающими последствиями. Я совсем не удивился, увидев эту аргументацию, потому что это – шаблонная схема, взятая из единой методички, составленной для постсоветского пространства. Ты просто берешь и подставляешь нужные тебе географические названия и цифры, а так эта методичка использовалась и на Украине, и в Грузии, и в Молдове, и даже в Беларуси. У меня не было сомнений, что рано или поздно это придет и в Армению", — говорит Гаспарян.
Советизация Армении началась в тяжелейших условиях. Правительство Первой республики за два года с небольшим умудрилось ввязаться в войну со всеми своими соседями, что привело к потере значительных территорий и полной катастрофе в стране.
Это был сильный удар по национальному самолюбию, эти люди впоследствии эмигрировали, и в 1920-30 годах им нужно было объяснять не только своим сторонникам, но и нации – почему так вышло.
В той ситуации, в которой они находились, выход был один – переложить ответственность на других. А ведь цели, преследуемые той же Турцией, были прямым продолжением даже не Геноцида 1915 года, а того процесса, что начался еще в XIX веке, а в 1915-ый стал его вершиной. Поэтому все ошибки (и авантюризм) той армянской власти были очень на руку Турции – она ими и воспользовалась.
Большевикам же абсолютно не было нужно вооружать Турцию, чтобы та оккупировала Армению – это полная ерунда.
Какая досада! В Армении не знают, что делать с напастью под названием "экономика">>
"Большевики действительно рассматривали Армению как часть своего геополитического пространства – они вообще считали таковым всю территорию Российской Империи. Соответственно, большевиков крайне сложно заподозрить в желании уничтожить армян – тем более сложно заподозрить в этом, например, Шаумяна, Микояна или Камо", — говорит Гаспарян, добавляя, что для таких утверждений нужно иметь очень своеобразное представление о политических процессах и деятелях той поры.
Конечно, было жесткое противостояние большевиков с правительством Дашнакцутюн, но у первых было вполне достаточно ресурсов, в том числе и людей "под ружьем", чтобы "советизировать" Армению, не отдавая ее Турции для очередного геноцида.
К сказанному Арменом Гаспаряном можно добавить, что Россия на законодательном уровне, в 1995 году, признала Геноцид армян – это в добавление к фактическому признанию Геноцида Советским Союзом.
Этот факт полезно сопоставить с позицией многих европейских стран, не говоря уже о Соединенных Штатах. Многие в Армении каждый апрель зачем-то с замиранием ждут, произнесет ли заветное слово американский президент, будто им будет манна небесная – а президент все не произносит.
И еще одно маленькое замечание – дух народа жив до тех пор, пока в нем есть те, кто не позволит плевать в колодец – это относится далеко не только к рассматриваемому вопросу. В последнее время плюющих прибавилось, колодцев тоже немало, но они требуют защиты.