ЕРЕВАН, 1 дек — Sputnik, Арам Гарегинян. Немало армянских инновационных проектов получают финансы из зарубежных фондов – американских, европейских, российских. Но чтобы американский стартап финансировали из Армении, вообразить трудно. Тем не менее, с недавних пор это – реальность.
"Мы убедились, что во многих очень интересных проектах не тратят или практически не тратят на маркетинг. Где-то это понять можно. Ведь у "технарей" голова занята созданием инноваций, а не тем, кому и как об этом рассказать. Маркетинг у них, как правило, строится по остаточному принципу", - отмечает управляющий инвестиционным фондом Sprint Карен Варданян.
Фонд был зарегистрирован в Центробанке Армении в апреле 2018 года, а активно работать начал в июле. Его назначение – быть акселератором для инновационных проектов.
Акселераторы помогают изобретателям и стартапам, у которых есть проект, но пока нет доходов. Этот путь, от идеи к доходу, акселераторы ускоряют – отсюда само их название.
Sprint уже нашел инвесторов и разместил деньги в первых проектах. Когда фонд находит проект для инвестиций, часть этих денег тратят на маркетинг. В частности, на проведение краудфандинга, то есть "народного финансирования".
После IT – инженерия: в Армении готовят новую "бомбу" стартапов>>
Для этого будущим покупателям вы рассказываете, что у вас за изобретение и для чего оно. Те, кому понравилось, перечисляют вам деньги. Чаще всего – в виде аванса под будущий товар. А на эти деньги вы доводите разработку до конца. Для краудфандинга есть специальные платформы в интернете (самые известные – Kickstarter и Indiegogo). Здесь можно разместить и текст, и демо-видео.
Карен подчеркивает, что главное – убедить людей, что изобретение им понадобится.
"Первым нашим проектом стал Bristly. Своего рода "зубная щетка самообслуживания" для собак. Они ее жуют, как игрушку, а ее выступы чистят им зубы. На Kickstarter они собрали около 430 тысяч долларов, на Indiegogo приближаются к миллиону", - рассказывает Варданян.
Другой проект – Unravel. Они создали переносной аккумулятор сразу для нескольких устройств. До сотрудничества с фондом они собрали около 200 тысяч долларов, теперь дошли уже до 450 тысяч.
Третий стартап – SoundFlow. Они собрали прибор "три в одном". Это – футляр для беспроводных наушников, он же футляр для телефона и он же зарядочное устройство. По краудфандингу прибор уже собрал 130-140 тысяч.
Четвертый проект (и тоже из США) – Undress. Это – модели одежды, в которую женщина может быстро переодеваться (например, для фитнесса или йоги в рабочие дни). Конечно, это не запредельно высокие технологии, но вещь полезная. Поэтому фонд решил им помочь, и они уже собрали по краудфандингу 300 тысяч.
Трендовое слово "стартап" и реальность: как не умереть, едва начав свой бизнес>>
"Как видите, все эти изобретения облегчают людям жизнь. Но повторюсь: не все изобретатели считают нужным лишний раз об этом рассказывать и создавать рынок ", - отмечает Варданян.
Так у него и родилась идея создать первый в своем роде инвестиционный фонд. Привлек он уже четыре проекта из США. Только зачем им фонд из Армении, если в Штатах есть тысячи таких фондов?
"В США, конечно, великое множество программ для инноваций. Но мы предлагаем сразу "два в одном" – финансы и маркетинг на развитие. Причем в обязательном порядке. То есть если вы получаете финансирование, из него вы должны потратить и на продвижение своего проекта. В нашем случае – краудфандинг", - объясняет Карен.
Для этого собрали консультантов по краудфандингу. Из армянских компаний это – Crowdfunding Formula, из зарубежных – RainFactory, которая уже продвинула более миллиона краудфандинг-кампаний, а также LaunchBoom и ряд других.
В инвестиционном совете фонда – Карен и еще два специалиста из Армении. Им помогают зарубежные консультанты, которые советуют, вкладывать ли в тот или иной проект. Здесь тоже собрались известные "спецы". Один из них – основатель портала электронной торговли Gadget Flow. Другой – вице-президент Indiegogo Джон Васкис. Что американских менеджеров такого уровня заинтересовало в Армении? Уж конечно, не здешние гонорары.
"Если они решили взяться за такую задачу, то это говорит о том, что она действительно важная. Иначе они не стали бы тратить свое время. А раз тратят – значит, мы попали в десятку", - говорит с улыбкой Варданян.
Пусть помидоры растут сами: армянская технология будет дешевле зарубежной>>
В итоге сюда обращаются за финансированием американские проекты. Инвесторы фонда – армянские и зарубежные (на данный момент – из Ливана и США). Консультанты – армянские и опять же американские. А фонд – армянский.
"Инвесторы, даже армянские, говорили нам: "Лучше зарегистрируйтесь в другой стране. Здесь нет развитого рынка". Я не согласился с этим: условия здесь вполне хорошие. А что рынок не развит – не беда, надо же с чего-то начать", - говорит Карен.
Условия действительно "курортные": для инвестиционных фондов в Армении (кроме пенсионных) налог на прибыль составляет всего 0,01%. А за прирост капитала (capital gain) у инвесторов не берут налог – только налог на дивиденды.
"То есть здесь прекрасные возможности. Просто за рубежом об этом мало знают. Недавно мы встречались с представителями одного из итальянских фондов. Они специализируются на Восточной Европе. Теперь хотят открыть офис и в нашей стране. Причем мы подчеркиваем и им, и другим нашим партнерам, что с ними работает фонд из Армении. А Армения – это не один проект, а целая экосистема", - отмечает Карен.
Как успеть все: студент из Гюмри открыл свой стартап и учит робототехнике>>
Инвесторов знакомят и с другими возможностями вложить деньги. В том числе – через сеть бизнес-ангелов Армении (Business Angels Network of Armenia - BANA). Здесь инвестор может решить, вкладывать ли с большим риском, как "бизнес-ангел", или с меньшим – в инвестиционном фонде.
Так что в далекой и малознакомой Армении инвестировать в стартапы "совсем не больно", как это сделать – рассказывают и показывают основатели Sprint.