Александр Васильев, телевизионная звезда и бессменный путеводитель в мире женской моды, сделал чистосердечное признание: в шестидесятые годы компания неглупых ереванцев заставила его в миг выложиться на целых шестьдесят рублей и не почувствовать себя обманутым. Напротив - это был счастливый миг!
Дело было в Паланге, советском курорте западного покроя, куда стремилась публика, уставшая отдыхать по профсоюзным путевкам в Сочи, Адлере, Хосте или других местах, где:
"О море в Гаграх, о пальмы в Гаграх!
Кто побывал, тот не забудет никогда…".
Надо сказать, что молодых людей Паланга привлекала не только пляжами, но и возможностью потолкаться среди тех, кто знал толк в модной одежде и не приходил в бар в майке с изображением Чебурашки.
Дальше из мемуарной книги ведущего "Модного приговора" Александра Васильева. "Летом в Паланге (Литва) появлялось множество армян из Еревана. Они часто привозили импортные вещи, полученные от американских родственников, благодаря чему я стал обладателем вожделенной футболки с фоторисунком серфера на гребне волны, которая обошлась мне в шестьдесят рублей — месячный заработок уборщицы!".
"Когда-то мы жили в горах": почему армяне обиделись на Довлатова?>>
Американские родственники армян хорошо потрудились не только в смысле одежды для своих сородичей, но еще много в чем другом.
Окажись Александр Васильев в Ереване шестидесятых-семидесятых, он мог бы знать о стоматологе Манушакяне, фотографе Хандикяне, кардиологе Долабчяне, а также портном по имени Роже, парикмахере Араме.
То есть, посетив названных товарищей, можно было возвращаться домой с красивыми и здоровыми зубами во рту, модной прической на голове, правильно работающим сердцем там, где надо, и приличном костюме на себе. Что можно было запечатлеть в ателье армянина из Франции фотомастера Хандикяна. А между делом заглянуть в интуристовскую "Армению", где официанты говорили на французском, английском и испанском — было бы с кем.
Все они и многие другие, переехавшие в Армению на постоянное жительство, были умельцами европейской школы, и в том смысле, о котором говорит знаменитый кутюрье, в интерьерах курортной Ниццы, Лозанны или даже Паланги смотрелись бы лучше, чем, в нашенском Арзни или Джермуке.
Что касается "футболки с фоторисунком серфера на гребне волны". Такого добра в Ереване тоже хватало и источником удовлетворения спроса тянущихся к моде граждан были комиссионные магазины, а главный среди них тот, что стоял на проспекте Маштоца (тогда Ленина).
Заведовал комиссионкой респектабельный мужчина по имени Эудард, переименованный позже в "капик Эдо". Смена имени состоялась после того, как завмаг завел в комиссионке живую мартышку и это креативное решение позволило еще больше прибавить в покупателях и, соответственно, кассовой выручке. Теперь, чтобы продавать товар "оттуда", "множеству армян" уже не надо было ездить в Палангу, а идти к "капик Эдо" и его коллегам.
Оцененный Путиным триумф, или Почему в Армении "не ждут" Артура Далалояна>>
И вот теперь о самом главном, о том, кто больше всего виноват в том, что Советская власть в СССР перестала быть?
Слово тому же Александру Васильеву. "Я до сих пор уверен, что советскую власть погубила именно мода" — утверждает ведущий "Модного приговора" и он, надо полагать, знает, что говорит.
"Появление первых фарцовщиков, торговавших импортными вещами, поставило под сомнение устройство нашей страны. Многие задумались: отчего мы такие передовые, а джинсы сшить не можем. Все время обороняемся, а для людей ничего путного произвести не в состоянии…".
Комментарий к насчет "ничего путного не можем". Армения как раз могла: (обувная фирма "Масис", швейное объединение "Гарун", твердо-копченные — а равно и сыро-копченные колбасы ордена Трудового красного знамени мясокомбината в Ленинакане и др.), но еще больше преуспела республика в торговле товарами с лейблом " made in…" на всем советском пространстве.
Всяк, приезжавший в Ереван хотя бы на день, мог обойти стороной Музей народного творчества, но не заглянуть к "капик Эдо" и в другие комиссионки, он не мог. Пусть не для себя, но ради друзей и приятелей, уверенных в том, что "в Ереване есть все".
В этом смысле каждая пара носков, перчаток или авторучки с плавающей внутри полуголой красавицей, блок "Мальборо", купленный в будке легендарного "Пуртула", не говоря уже о повальном французском "мерси" вместо "спасибо" на родном армянском, работали против Советской власти и таким образом подтверждали правоту Александра Александровича Васильева, российского и французского историка моды, искусствоведа, коллекционера, декоратора интерьеров, театрального художника, автора книг и статей по данной тематике, лектора, телеведущего, почетного члена Российской академии художеств, основателя международной интерьерной премии "Лилия Александра", выпускника школы студии МХАТ и школы Лувра, купившего когда-то у армян вожделенную футболку и заплатившего за нее целых шестьдесят рублей — месячную зарплату советской уборщицы семидесятых годов прошлого столетия.