Если включить "Машину времени" (не музыканта Макаревича, а фантаста Уэллса) и перенестись в прошлые века, то нетрудно представить, что Следственный комитет Армении мог бы запросить у своих британских коллег компромат на миллиардера Галуста Гюльбенкяна, заложившего начало нефтедобычи на Ближнем Востоке.
Сомнения в истоках первичного капитала и безупречности бухгалтерского учета могла бы вызвать и стартовая коммерческая деятельность Александра Манташева, Микаэела Арамянца, Алекса Манукяна, не говоря уже о Кирке Кркоряне, владельце почти половины отелей и казино американского Лас-Вегаса.
Теперь выключаем "Машину времени" и включаем мозги. Все названные господа и еще многие другие остались в истории человечества не потому, что входили в конфликт с налоговыми службами, а потому как следовали Библейской заповеди: "Богат не тот, кто имеет, а тот, кто отдает".
Об одном из тех, кто отдавал
Арам Яковлевич Абрамян, профессор, доктор медицинских наук, создатель школы советской урологии, Герой Социалистического Труда (написание с заглавной буквы — не пустая формальность).
Что имел профессор для себя в прагматически-потребительском смысле, не знаем, что отдал, знают все — хранится на ереванском Каскаде, в Музее русского искусства.
Открыт в 1984 году, был под угрозой закрытия в первые годы властвования АОД (потому как искусство русское), в 1995 году из музея украли шедевр Врубеля "Демон и Ангел с душой Тамары", спустя двадцать два года полотно было найдено спецслужбами России, отреставрировано в Третьяковский галерее Москвы и передано бывшему президенту Армении Сержу Саргсяну действующим президентом России Владимиром Путиным.
Что выставлено в музее на сей час, впечатляет даже тех, кто приходит на Каскад прежде всего из-за кофе и мяса-гриль. Серов, Коровин, тот же Врубель, Нестеров, Бенуа, Кустодиев, Петров-Водкин, Фальк — свыше трехсот пятидесяти картин живописцев высшего разряда.
Первое, что может прийти в голову любящим "мясо-гриль" и "кофе- арабико": это сколько можно было заработать на таких картинах! А он все отдал — да безвозмездно. Почему?
Мы — не Китай, или Как забытый ключ на "Титанике" и цемент в Спитаке привели к катастрофе>>
Арам Абрамян объяснил почему: "Я хочу, чтобы как можно больше людей все это видело, ко всей этой красоте приобщалось. Я знаю, как в Армении любят, как понимают и ценят великую русскую культуру".
Здесь мы ненадолго покинем ереванский Каскад и перелетим в американский Детройт. Алек Манукян, миллиардер первой десятки богачей того времени, дал деньги на строительство и оборудование факультета армянской филологии Мичиганского университета. Денег надо было много. Манукян дал много, получилось лучше всех остальных "филологий".
Миллиардер захотел, чтобы все, кто учится или хотя бы заходит на армянский факультет, проникались духовным величием его родины. Проверял на себе — получилось.
Из века минувшего еще
Микаэел Арамянц. Организовал Армянское этнографическое общество, финансировал раскопки академика Марра в Ани, чем поспособствовал открытию Государственного музея истории Армении.
Погос Нубарян. Создал общество благотворительного союза по защите армян диаспоры.
Галуст Гюльбенкян. Оставил после себя Армянское отделение благотворительного фонда с годовым бюджетом в три миллиона шестьсот тысяч долларов. Есть еще, и еще, и еще.
Век нынешний
Манвел Григорян. Генерал-лейтенант, находится под арестом по подозрению в коррупции. Спустя какое-то время объявил о решении подарить государству имущество на десять миллионов долларов, в том числе хозяйство по разведению шиншил.
Армен Аветисян, бывший глава таможенной службы. Обвиняется в отмывании денег. Готов подарить государству отель "Голден Палас" в Цахкадзоре.
Подарок тянет на пятнадцать-двадцать миллионов долларов.
Можно еще и еще, и еще
…Арам Яковлевич Абрамян, Христофор Айрапетович Петросян. Один уролог, другой травматолог. Названы великими меценатами: "Не только финансово помогали своим ученикам, но безвозмездно и своим пациентам: лечили, покупали лекарства, продукты питания" — из выступления ректора Ереванского медицинского университета Армена Мурадяна.
Выступление по случаю учреждения стипендий имени профессоров Арама Абрамяна и Христофора Петросяна.
"Когда-то мы жили в горах": почему армяне обиделись на Довлатова?>>
Финансировать стипендии берется врач-уролог, директор клиники МГУ, академик РАН, москвич Армаис Альбертович Камалов.
Какое-либо обобщение вышеизложенному требуется?
Тогда всего два слова: Армения должна иметь богатых, а не богатые должны иметь Армению. Когда первое станет обычным, а второе невозможным, революция в Армении победит!