Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
"Туристы" из Индии, ежедневно увеличивающиеся в количестве в столице, на самом деле трудовые мигранты, уверен эксперт Айк Баланян. И в этом убеждает целый ряд очевидных фактов.
Во-первых, немного статистики. Айк Баланян приводит такие цифры: в 2016 году из Индии в Армению прибыли 3204 человека, в 2017 – 10642 человека, с января по ноябрь 2018 – 28659 человек. Ежегодный рост прибывающих, таким образом, составляет около 300%, и если тенденция сохранится, ситуация может выйти из-под контроля, учитывая, что, по мнению эксперта, понятия "иммиграционная политика" в Армении не существует.
Все эти люди приезжают в качестве туристов, пользуясь тем, что граждане Индии могут получить электронную визу для въезда в Армению, а также получить ее на границе. На деле же эти "туристы" приезжают пусть за копеечным, но заработком. И в этом-то и состоит парадокс ситуации.
Тревожное заявление посольства США, или Откуда экстремисты в безопасной Армении>>
Приезжать на заработки в страну, бьющую рекорды по безработице, где зарплаты и для местных-то жителей плохо различимы под микроскопом…
Это может быть лишь в одном случае – дело поставлено на поток, и миграция кем-то контролируется и направляется. Эти люди где-то работают: пока не видно индусов, ночующих под заборами и на лавках в парке, они питаются фаст-фудом, даже ходят в магазины одежды: это может увидеть каждый ереванец, этот факт не скроешь. Значит, какой-то, пусть небольшой, но стабильный доход у этих людей имеется.
Работодатель же… А что работодатель? Ему выгоднее нанять индуса на зарплату еще более низкую, чем он платил бы ереванцу, и не нести за него никакой ответственности: ни налоговой, ни моральной. Ибо — и это тоже очевидно — все эти люди (или подавляющее их большинство) работает без официального оформления и получает теневую зарплату. Захочет работодатель – выгонит такого с работы, и что сможет сделать гость из далекой страны, не обладая никакими правами и социальной защитой? А ничего он не сможет.
Этим людям кто-то обеспечивает жилье – или ночлег, как угодно. На свою зарплату снять в Ереване сами они ничего не могут априори – значит, и об этом думают те, кто руководит этой специфической иммиграцией. При этом мы не знаем об этих людях ничего: было ли у них криминальное прошлое, здоровы ли они – физически и психически. Последний аспект при таких темпах "завоза" тоже начинает беспокоить.
Это сейчас, пока их относительно немного, они спокойны и никому не мешают, но Баланян убежден, что проблемы появятся обязательно, рано или поздно, с увеличением их числа. Они же сплошь мужского пола, эти мужчины месяцами и годами не видят женщин, и эксперт предрекает неизбежные конфликты в совсем не отдаленном будущем.
"Каргин Айко" меня прокормит? Уличная торговля как "кость в горле" всех ереванских мэров>>
Такой вопрос: а вот лишился кто-то из них работы, остался без копейки, домой уехать не может по причине отсутствия средств на билет – что он станет делать? Правильно, скорее всего – именно то, что мы все подумали, ведь прося милостыню нынче не проживешь. Такой человек – ходячий потенциальный источник криминала, как, впрочем, и потенциальная его жертва, с другой стороны.
Для Индии с ее миллиардным населением отток нескольких десятков тысяч человек останется незамеченным, а для Армении, с ее населением в неполные три миллиона и с большими темпами эмиграции местного населения, такой приток чувствителен. Тем более, что уезжают лучшие мозги и руки, а вместо них приезжает, во все увеличивающемся количестве, невесть кто. Нынешние темпы сулят, помимо прочих, еще и крупные демографические неприятности.
Отсутствие иммиграционной политики и контроля над въезжающими в страну, странное бездействие властей в отношении очевидной, в буквальном смысле ходящей по ереванским улицам проблемы, все это может привести к крупным потрясениям в скором будущем. И здесь нет совершенно никакого расизма – просто кто-то нашел, видимо, золотую жилу, и занялся поставками рабочей силы именно из Индии. Наверное, здесь нужно внимание и законодателей, и СНБ.
Хотя при всем этом не перестаешь удивляться – неужели в Армении есть столько вакантных рабочих мест?