Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Выясняя отношения на политических подмостках, противостоящие друг другу государства обычно стараются разговаривать на "языке дипломатии". В этой среде не приняты категорические формулировки, отрицания и тому подобное.
Наоборот, даже отрицательный результат здесь принято уважать. И в разговоре обычно стараются даже в самой безвыходной ситуации хотя бы делать вид, что ищут хоть какие-нибудь точки соприкосновения в позициях, друг другу не соответствующих.
То есть, оглашать категорически неприемлемые результаты переговорного процесса можно только в одном случае — когда решение принято заранее и оно, это решение, никогда, повторяю, никогда не предполагает шансов найти хоть какие-то точки соприкосновения.
В этом плане столь категорический ответ главы турецкого внешнеполитического ведомства Мевлюта Чавушоглу на заявление Пашиняна о том, что Армения готова наладить взаимоотношения с Турцией без каких-либо предварительных условий, говорит лишь об одном.
О том, что Анкара даже при определенном прогрессе в карабахском урегулировании садиться с Ереваном за стол переговоров (каких бы то ни было) не намерена.
В противном случае турецкий дипломат выразился иначе, дескать, что они, турки, скажем, ждут этого прогресса, ожидают возобновления переговорного процесса по Карабаху и так далее.
МИД Армении посоветовал Мамедъярову быть сдержаннее и не вредить переговорам>>
Всего этого в высказывании главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу нет. Есть только категорическое отрицание.
Целенаправленное увязывание процесса карабахского урегулирования с налаживанием дипломатических отношений с Турцией предполагает иной ответ Чавушоглу на заявление Пашиняна.
Например, турецкий министр выразил бы надежду, что новая фаза в переговорном процессе даст какие-нибудь результаты и тогда уже можно будет говорить о налаживании дипломатических отношений между Ереваном и Анкарой.
Ведь на самом деле уже очевидно, что и Баку, и Ереван, и международное сообщество на какой-то прогресс надеются. Другое дело, что до результатов еще ох как далеко.
Однако поведение Чавушоглу уже однозначно говорит о том, что наличие карабахской проблемы – это всего лишь причина, что в первую очередь Турция не хочет, чтобы хоть какой-то прогресс в переговорах был зафиксирован.
И нужно это Турции исключительно для того, чтобы иметь объяснение на вопрос, почему Анкара никак не соглашается наладить взаимоотношения с соседней Арменией.
Видимо, Еревану следует раз и навсегда прекратить попытки стучаться в запертые двери. Надо самому выдвигать предварительные условия.
Надо понимать, что даже прогресс в карабахском урегулировании не поможет, потому что замок запертых дверей – это явно не Карабах. Это ложный замок.
Сдача территорий в обмен на обсуждения нереальна: Затулин о карабахском урегулировании>>
Главное – Турция боится проблемы, которая в любом случае возникнет при упоминании о событиях столетней давности (имеется в виду Геноцид армян в Османской империи 1915 года. - ред.). И именно из-за них Анкара никогда не пойдет на налаживание дипломатических отношений с Арменией.
А Карабахская проблема и близкие, братские отношения с Азербайджаном – это всего лишь отмазка.