ЕРЕВАН, 2 янв — Sputnik, Арам Гарегинян. Минфин уже не раз подробно комментировал проект налоговой реформы. Власти предлагают снизить нам налог на доход, а бизнесу - налог на прибыль. То есть налогов мы будем платить меньше. Но чтобы не пострадал бюджет, хотят повысить акциз на водку и сигареты, а также добавить новый акциз – на сладкие напитки. Кроме того, поднимут налог на рестораны и на "крутые" машины. Поможет ли это "целомудрию" – личному и государственному? Попытаемся разобраться.
Но начнем с вопроса, интересующего многих: надо ли платить налоги с денег, которые перечисляют родные из-за рубежа? Первый ответ - нет, не нужно. Ведь эти деньги наши родные заработали и уже заплатили с них налоги в другой стране.
Есть, правда, существенная оговорка. Если, например, в России НДФЛ составляет 13%, а в Армении налог на доход – минимум 23%, то мало заплатить в России - нужно доплатить разницу и в Армении. Но это в теории, а на практике Минфин такого предлагать пока не собирается.
Теперь перейдем к пакету законопроектов.
Налог на доход. Сейчас он составляет 23% для тех, кто получает до 150 тысяч драмов (308 долларов) в месяц и 28% - для той части зарплаты, которая находится между 150 тысячами и 2 миллионами драмов (4119 долларов). А те, кто расположился на крошечной верхушке пирамиды (два миллиона и больше драмов в месяц) платит 36%. Но таких работников всего 0,3%.
Теперь все они, по замыслу Минфина, будут платить 23%. Если не считать этих 0,3%, то выиграют около 210 тысяч человек, которые получают между 150 тысячами и двумя миллионами. Это примерно 35% всех наемных работников. Оговоримся: речь идет о валовой зарплате. После вычета налогов у многих остается меньше 150 тысяч.
"Не обрывайте связующее звено": виноделы Армении обратились к Пашиняну с открытым письмом>>
Но почему с большой зарплаты не платить больше, а с маленькой – меньше? А потому, что если налог будет одинаковый, тогда (по мнению Минфина) работодатели будут свободнее повышать зарплаты, если появится такая возможность. Другой вопрос – появится ли (и повысят ли). Но этот вопрос – уже не к законодательству.
Налог на прибыль. Пока он останется на уровне 20%, но через несколько лет его хотят снизить до 18%. Но почему бизнес должен платить со своей прибыли меньше, чем мы - со своей зарплаты? Потому что владельцы бизнеса платят налог на дивиденды (5%). А 18+5 – это и будет 23%. То есть столько же, сколько будем платить мы.
В этом случае бизнесу будет все равно, платить ли нам зарплату легально, или уводить ее в тень, а в бумагах оформлять как прибыль. Все равно в обоих случаях он будет платить те же 23%.
Конечно, это не единственная проблема, из-за которой бизнес не оформляет нам зарплату, а мы не получаем стажа. Об этом – в следующем пункте.
Налог с оборота. Налог с оборота платит малый бизнес, у которого годовой оборот (то есть выручка от продаж и услуг) не превышает 115 миллионов драмов. Теперь бизнесу обещают, что эта планка не снизится.
Пока бизнес в этом не уверен, он не раскрывает душу налоговой и занижает свой оборот (и налоги) в несколько раз. Если верить их отчетам на бумаге, то в среднем малый и средний бизнес (под налогом с оборота) имеет оборот в 10,2 миллиона драмов (21 тысяча долларов) в год. То есть 800 тысяч драмов (1647 долларов) в месяц (оборота, а не прибыли!). Если же считать прибыль в 10%, то получится, что хозяин магазина или мастерской уносит домой всего-навсего 80 тысяч драмов (164 доллара) в месяц. Легко в это поверить? Не очень. Но такое поведение продолжается даже после 2015 года, когда планку налога повысили с 58,35 до 115 миллионов. Почему бизнес осторожничает?
Толку будет больше от министерства по ювелирке: Арпине Ованнисян о "суперведомствах">>
Потому, что опасается: стоит только один раз открыть душу налоговой и сказать, что торгуешь не на 10, а на 70 миллионов в год, то "попадешь на крючок" и обратно на 10 уже не вернешься. А значит, попадешь в общее налоговое поле.
Чтобы успокоить бизнес, власти заверяют: планка в 115 миллионов не изменится, и беспокоиться не надо. Правда, для производства налог по-прежнему остается выше (3,5%), чем для торговли. Здесь он составляет 5% c возможностью снижения до 1,5%. А на практике, по данным Минфина, он в среднем составляет 2,4 – 2,5%. То есть торговцы (при всей важности их труда) платят меньше налога, чем производители. Зачем для страны лучше иметь больше производства, объяснять не нужно. Только заметим: инвесторы в производство в среднем создают в три раза больше рабочих мест. Эта приблизительная оценка сделана по статданным о малом и среднем бизнесе в Армении (на примере предприятий с численностью от 10 до 50 сотрудников).
Но здесь возникает еще одна проблема. Именно потому, что на производстве занято больше людей, им нужно платить больше зарплат. И цеха лимонада, картона или обуви не регистрируют работников, чтобы не перескочить ту самую планку налога с оборота и не попасть под НДС.
Но по крайней мере часть вопросов законопроект решает, создавая для бизнеса предсказуемый налоговый режим.
Микробизнес. Законопроект создает новый режим без налогов – микробизнес. Сейчас в Армении налогов не платят самозанятые (например, сапожники-одиночки) с оборотом до 9 миллионов драмов ( 18,5 тысяч долларов) в год и семейный бизнес (где заняты только члены семьи) с оборотом до 18 миллионов (37 тысяч долларов). Теперь под безналоговый "зонтик" попадут предприятия с оборотом до 20 миллионов драмов (41 тысяча долларов). Но торговля в Ереване от налогов освобождена не будет.
Тем не менее, этот режим поможет многим. Сюда войдут (как минимум) примерно две тысячи самозанятых и 2 800 субъектов семейного бизнеса.
Ресторанный апокалипсис: бизнесмены против драконовского налога и грозят закрыть заведения>>
Налог на имущество. Вырастет природоохранный налог на дорогие машины. С машин боле 300 лошадиных сил экологические выплаты вырастут в три раза (с 50 до 150 драмов за 1 л/с в год).
Таких машин в Армении около 2% от общего числа. И в год, по оценке Минфина, налог принесет не очень много - 300-350 миллионов драмов (725 тысяч долларов). Но государство (пусть и не очень громко) скажет свое слово: кто живет на широкую ногу – пусть не поленится заплатить чуть больше.
Сложнее вопрос с недвижимостью. Пока налог на имущество с недвижимости очень низок, и владельцы дорогой недвижимости очевидно платят меньше, чем могли бы. Но ведь недвижимость может быть дорогой, а ее владелец – не очень богатым (например, старые ереванцы, живущие в центре). Уже два-три года Минфин обсуждает, как не затронуть их и при этом добраться до элитных особняков и квартир на Северном проспекте (где профессорские дети уж точно не живут). Как решить вопрос? В 2019 году министерство выступит с новыми предложениями.
Акциз. Закончим "новогодним" налогом – акцизом. Его хотят повысить в соответствии с политикой Евразийского союза. Но сделают это "с кавказским акцентом": на сигареты, водку и пиво налог повысят, а вот на вино – нет.
Таким способом Минфин хочет приучить армян к вину вместо водки. Потому что 85% алкоголя, который пьют в Армении – это крепкий алкоголь, 10% - пиво и только 5% - вино, отмечают в Минфине.
Пашинян: хотим, чтобы в 2019-м бизнес больше зарабатывал – и платил больше налогов>>
Сейчас акциз на водку в Армении составляет 73%, но не менее 725 драмов за литр (примерно 1,5 доллара). С 2019 года он станет уже 84%, и не менее 835 драмов (1,72 долларов) за литр. На сигареты он составляет 15%, но не менее 7 257 драмов (15 долларов) за тысячу штук (не путать с пачками). В 2019 году будут те же 15%, но не менее 8 370 драмов (17,24 долларов) за тысячу. Вдобавок, акцизом хотят обложить не только обычные сигареты, но и электронные.
Кроме того, акциз предлагают ввести и на напитки с высоким содержанием сахара (более 5%). Правда, налог будет относительно невысоким: 10%, но не менее 30 драмов (0,06 доллара) за литр.
На этом "сладком" пункте хотелось бы закончить беседу. Но и здесь не удастся обойтись без двух оговорок.
Во-первых, микробизнес, который будет освобожден от налогов, все-таки должен будет платить 5% со своей прибыли (налоги с дивидендов).
Во-вторых (это уже касается почти всех): пока не решен вопрос, повышать ли нам накопительные пенсионные выплаты – с 2,5% зарплаты обратно до 5%. В июле в правительстве склонялись к варианту "баш на баш". Нам снизят подоходный, а взамен повысят "пенсионку". Но затем об этом не говорили (может быть, из-за выборов).
Но не будем "брызгать" в законопроект политической "краской". Напротив, нужно заметить, что, при всех спорных вопросах, мотивы реформы были исключительно профессиональные, а не политические. С этим согласны практически все неправительственные эксперты, которые участвовали в его обсуждении.
А обсуждение продолжится и в новом году. Сразу после праздников с подакцизной (а может, и простой домашней) водкой.