ЕРЕВАН, 4 янв — Sputnik, Давид Галстян. Армения в наступившем году оказалась перед лицом целого ряда внешнеполитических вызовов. Среди них – карабахский конфликт, не совсем гладкие отношения с Россией, неопределенность в отношениях с Брюсселем и Вашингтоном.
Затулин: революция внесла свои коррективы во внутреннюю и внешнюю политику Армении>>
Sputnik Армения поговорил с экспертами об отношениях Армении с основными политическими игроками в регионе и мире, с целью понять, какие шаги нужно предпринять республике для укрепления своих позиций.
Карабахский конфликт
Несмотря на распространенное утверждение о том, что внешняя политика – это продолжение внутренней, однако, по мнению политтехнолога Вигена Акопяна, в странах, похожих на Армению, обычно все как раз наоборот.
С точки зрения Акопяна, главная цель внешней политики Армении – обеспечение безопасности страны, решение карабахского конфликта в армянских интересах и содействие социально-экономическому развитию республики.
Политтехнолог подчеркнул особую важность последнего фактора, так как увеличение мощи страны, безусловно, повлияет на возможности армянской стороны в вопросе благоприятного урегулирования конфликта.
"Многие вопросы были бы решены, если бы за прошедшие почти 30 лет мы смогли обеспечить экономическую мощь страны ", - отметил Акопян.
В свою очередь политолог Ерванд Бозоян, говоря о карабахском урегулировании, заявил о необходимости "восстановить нарушившийся баланс" в переговорах.
"Мы оказались в очень опасном положении в рамках переговорного процесса", - считает Бозоян.
Беспочвенный оптимизм Мамедъярова: почему в Армении не пойдут на поводу комплиментов Баку>>
По его мнению, параллельно переговорному процессу нужно было создавать механизмы сдерживания, которые были обговорены в ходе встреч в Вене, Санкт-Петербурге и Женеве. Он считает фактический отказ Армении от требований к Азербайджану (ссылаясь на договоренности в Душанбе) просто "подарком" для Баку.
Его обеспокоил тот факт, что на заявления Азербайджана о том, что ранее обговоренного в Мадридских принципах (и казанском документе) пункта о проведении референдума на столе переговоров уже нет, последовал ответ не от властей Армении, а из Степанакерта.
Политолог считает неизбежным взаимные компромиссы, которые в итоге приведут к миру в регионе. Но нужны гарантии, что не будет попытки реванша, убежден Бозоян.
А эксперт по региональным вопросам, политолог Карен Веранян считает позитивными заявления новых властей Армении о необходимости вовлечения Степанакерта в переговорный процесс.
"Есть надежда на то, что в 2019 году армянские власти будут действовать гораздо эффективнее, и появятся позитивные сдвиги в интересах армянской стороны", - сказал Веранян.
Россия
Виген Акопян считает, что у новых властей республики открыт широкий фронт работы практически по всем внешнеполитическим направлениям. Понятное дело, мировые геополитические центры в этом плане – не исключение. По его мнению, существует ряд вопросов в рамках ЕАЭС, есть также необходимость определенной "притирки" в отношениях с Россией.
"Я всегда говорил, что между странами нет стратегических проблем, но есть вопросы межличностных отношений. Мы видим и убеждаемся каждый день, что игнорирование этих вопросов может привести к серьезным проблемам при сотрудничестве как в экономической, так и в военно-технической сфере", - считает Акопян.
Ерванд Бозоян отмечает, что не стоит забывать о тесных отношениях Азербайджана с Турцией, США, Ираном и Грузией. Даже с некоторыми странами ОДКБ у Баку отношения лучше, чем у Еревана, полагает политолог.
"Единственная страна, отношения с которой находятся на более высоком уровне, – это Россия", - отметил Бозоян.
По его мнению, ухудшение отношений с российским государством не в интересах Армении.
Хотя после "бархатной революции" основные векторы внешней политики Армении сохранились, однако, по мнению Карена Вераняна, изменились акценты. Несмотря на некоторые отрицательные оценки, он считает, что повысилась конструктивность и эффективность в этой сфере.
"Ничего не рухнуло!" Путин про российско-армянские отношения - видео>>
"Армяно-российские отношения очень важны для Еревана в плоскости как региональной, так и международной политики. В этом плане проблемы в двусторонних отношениях – по части ОДКБ, поставок оружия Азербайджану, в какой-то мере не замечались", - считает Веранян.
Несмотря на заявления прежних властей, эти вопросы не были решены. Сейчас есть возможность это сделать, что пойдет на пользу обеим сторонам.
Европейский Cоюз
По мнению Вигена Акопяна, необходимо на практике осуществлять Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС. Есть конкретный график действий с армянской стороны, взамен которых ЕС обещал оказать определенное содействие.
"Сейчас ситуация заморожена. По крайней мере, в 2018 году европейские партнеры четко продемонстрировали, что только лишь с помощью смены власти и демократических лозунгов Армении не удастся изменить отношение к себе", - считает политтехнолог.
По сути, эти страны ставят условие – либо внести четкость во внешнюю политику, либо привести другие аргументы. В Европе никого демократией, по словам эксперта, не удивишь, ведь сейчас "век прагматики".
В свою очередь Карен Веранян и Ерванд Бозоян также надеются, что в 2019 году заключенное между Арменией и ЕС соглашение, наконец, наполнится содержанием.
Без излишних иллюзий: политика Армении в интерьерах саммита НАТО>>
Соединенные Штаты
С точки зрения Вераняна, в отношениях с США и ЕС есть определенные ожидания – революция в Армении открывает новые возможности для двусторонних связей. В частности, интересны заявления США о возможных инвестициях в экономику Армении. Поэтому, с точки зрения политолога, необходимо активно работать в этом направлении.
"Если ранее возникали те или иные вопросы, связанные с демократией, становлением институтов, то "бархатная революция" позволила идти дальше. Это возможность поднять сотрудничество на более высокий уровень", - отметил Веранян.
Виген Акопян придерживается иной точки зрения. По его мнению, для армяно-американских отношений наступает тяжелый год. Дело в том, что, по большому счету, никакой активности в этом направлении не ощущается.
"Вопрос в том, что Вашингтон хочет получить определенные разъяснения по поводу "бархатной революции", ее истоках и мотивах", - сказал политтехнолог.
США ожидают четких месседжей для решения вопроса об инвестициях. На взгляд Акопяна, есть вопросы (начиная с Амулсара), которые довольно чувствительны для американцев и тех финансовых кругов, которые могут выступить для Армении в роли инвесторов.
Демократия и сверхожидания: почему Брюссель ответил Еревану той же монетой>>
Иран и Грузия
Акопян также считает, что Армении довольно трудно будет совмещать сотрудничество с США и Ираном, и здесь нужно достичь какого-то баланса. Ранее к сотрудничеству между Ереваном и Тегераном США подходили с пониманием, учитывая тяжелое положение Армении.
Карен Веранян также убежден, что в условиях американо-иранского противостояния необходимо максимально маневрировать, выйти из ситуации с максимальной выгодой и минимальными политическими и экономическими потерями.
При этом он не считает, что противостояние между странами создает одни лишь проблемы для Армении.
"Я не согласен, что трудно играть на противоречиях. Очень часто это открывает новые возможности", - отметил Веранян.
Что касается Грузии, то, с точки зрения политолога, власти двух государств не должны обуславливать двусторонние отношения сотрудничеством с третьими странами.
"Удушающий захват" Ирана: оставят ли США лазейку для Армении>>
По мнению Бозояна, Иран имеет для Армении стратегическое значение. Кроме того, официальный Тегеран сильно обеспокоен возможным усилением Азербайджана и заинтересован в укреплении сотрудничества с Ереваном.
По его мнению, звучащие с обеих сторон заявления о важности укрепления сотрудничества должны подкрепляться практическими шагами.
Что касается Грузии, то, по словам Бозояна, несмотря на то, что отношения с Арменией (в отличие от Турции и Азербайджана) не стратегические, а дружественные, их нужно обязательно развивать и расширять.
Говоря о внешней политике Армении в целом, Виген Акопян подчеркнул, что главный вопрос для властей и лично Никола Пашиняна – убедить геополитические центры в том, что наша страна ведет предсказуемую внешнюю политику.