Рубина Акопян — для Sputnik Армения
Днем в пятницу кое-что очень любопытное возникло почитать, а именно: шедевр министерства образования, на него воочию можно полюбоваться здесь. Документ просто восхищает своей неподдельной искренностью и стремлением к высоким идеалам чистоты и правды, исполненным в лучших традициях ленинских заветов октябрятам.
Так вот. Министерство образования представило в виде грандиозного проекта разработанные им правила поведения школьных учителей. Свод правил необходим для того, чтобы, в частности, "определить основы профессиональной этики учителя", "урегулировать отношения учителя с учащимися, педагогическим коллективом и родительской общественностью". Ну и еще многое в том же духе – шедевр объемист, и те, кто пожелают с ним ознакомиться по ссылке, получат массу незабываемых впечатлений.
Что ж, министерство образования, наконец, может отчитаться хоть о чем-то, им сделанном – пока в виде проекта, но ждать документального оформления гениальных мыслей, скорее всего, долго не придется. Такие перлы не должны пропадать в безвестности, их нужно публиковать огромными тиражами, их обязаны заучивать наизусть и учителя, и школьники.
Время сильно поджимает, или Почему новой власти в Армении нужно перейти от слов к делу>>
Правила представляют собой изложение морального кодекса строителя коммунизма – то есть, простите, прав и обязанностей октябрят, они печатались в свое время на последних страницах обложек тетрадок для начальных классов. Их никто никогда не читал – нормально воспитанные дети и без этих душеспасительных правил вели себя подобающе, а отморозкам от них ни жарко было, ни холодно.
Вот парочка характерных цитат из упомянутого минобразовательного труда. Такая, например: "учитель должен быть предан своей работе, высоко нести престиж педагога и с большой ответственностью относиться к исполнению своих служебных обязанностей". Так и хочется воскликнуть, прочитав эти трогательные строки: "Да, дорогой Леонид Ильич, мы оправдаем доверие партии!".
Дальше: "учитель должен быть честным и законопослушным гражданином. Он должен считать коррупцию непозволительной, должен воздерживаться от получения и дачи взяток".
Оставим в стороне факт, что составители документа весьма нечетко представляют значение слова "коррупция", согласимся с тем, что она "непозволительна", и пойдем дальше.
А дальше оказывается, что "учитель должен следить за своим внешним видом и одеждой, выбирая стиль и фасон, который бы не мешал учебному процессу". Там еще много всего занимательного, в этом проекте правил, но хватит цитат, сил никаких нет уже.
При всем этом, согласно документу, в учебных заведениях должна теперь быть сформирована комиссия по этике, которая, среди прочего, будет выносить оценки учителям на основе изложенных правил. Оценки могут быть как поощряющими, так и порицающими, и ежели у какого учителя наберется две и более порицающих оценки за учебный год, к нему могут быть применены административные меры в рамках закона. Вот оно как, оказывается.
На самом деле все это совсем не так смешно, как может показаться на первый взгляд. Это крайне неприятно и даже оскорбительно для учителей – какого же мнения министерство о моральных качествах и уровне воспитания армянских педагогов, что сочло необходимым снабдить их специальными правилами поведения? Правилами, которые для элементарно воспитанного человека являются естественными, формируются еще в глубоком детстве в семье и остаются на всю жизнь?
"Это ненормально" – Марукян обеспокоен действиями Пашиняна в парламенте Армении>>
Скажите на милость, зачем изводить бумагу ради детского лепета ни о чем: "учитель должен быть честным и законопослушным гражданином", "учитель должен следить за своим внешним видом и одеждой"? Быть может, эти прописные истины в диковинку составителям "проекта", но подавляющему большинству армянских педагогов они прекрасно известны.
Сколько учительниц в Армении приходит на уроки в нано-юбках и с декольте по самый криминал, чтобы "позволять себе коррупцию" и вымогать (видимо, у отцов учеников) подарки и деньги? Не исключено, что на всю страну и найдется парочка таких, но из-за них непозволительно оскорблять всех педагогов оптом подозрением в невоспитанности и неумении себя вести.
И оценки эти еще… Господа, вы действительно не понимаете, что официально благословляя "поощрительные" и "порицательные" оценки, вы, фактически, даете отличную возможность оправдания возможных расправ с неугодными учителями? Которые, например, смеют перечить руководству или просто на их место лучше бы взять дочь соседа директора школы?
При таких, мягко говоря, расплывчатых критериях "оценок", не стоит никакого труда впаять кому-нибудь пару-тройку "порицаний", применить к нему "административные методы" вплоть до того, что человек почтет за благо уйти с работы, а не доказывать, что он не верблюд, как в старом анекдоте. А на его место придет, скажем, родственник директора или замминистра, да просто кто-нибудь более "важный" и "нужный", нежели тот, кого "ушли".
Как бы то ни было, мы можем констатировать, кажется, первый крупный проект, реализованный министерством образования за 7-8 месяцев. Ну и что с того, что проект не просто бесполезен, как, например, достопамятный учебник по физкультуре, но еще во многом и оскорбителен для армии педагогов – зато можно отрапортовать о проделанной работе. Может, даже премии авторам выпишут, не исключено.
"Дети для донорских органов" и митинговый шантаж: давление подскочит не только у Пашиняна>>
Ну и что с того, что такие вот проекты считаются проделанной работой. Впрочем – работали же, старательно переписывали со стародавних тетрадок…