ЕРЕВАН, 22 янв — Sputnik. Гагик из Омска – это не криминальный авторитет, а авторитет настоящий. Это один из самых известных сапожников и скорняков во всем городе. Сшить он может все, пишет сайт Vomske.ru.
Работать он начал в 90-е, когда пошив и ремонт обуви стал крайне непопулярен. Состоятельные люди считали это плебейством.
"Мсье пять процентов": как армянин Галуст Гюльбенкян создал одну из жемчужин Лиссабона>>
Но даже дорогую обувь можно ремонтировать, пришло ему в голову. И Гагик решил дать клиенту то, чего не даст ни один брендовый магазин: дружбу.
"Мне сдают пару обуви на ремонт и спрашивают: "А как будет выглядеть?" — "Как после ремонта". При этом ему дают консультацию, рассказывают про обувь то, чего он отродясь не знал. Он уже удивлен и понимает, что попал к профессионалу. Ты говоришь человеку, что обувь будет выглядеть как после ремонта, но стараешься сделать этот ручной труд незаметным, чтобы все выглядело идеально настолько, насколько возможно. И тогда человек, который ждет от ремонта чего-то гораздо более грубого, говорит "Вау!". У нас нет клиентов, а есть гости. Человек пришел к нам, наша задача — сделать из него друга", - рассказывает Гагик.
92-летний дядя Яша и роспись Мартироса Сарьяна: чем армянин удивил Максима Галкина>>
Типично армянское ремесло у Гагика сидит в генах: он сапожник в третьем поколении. Учил его отец. И не только профессии.
"Когда я еще учился в школе, папа поступил очень грамотно: когда приходил к нему с просьбой о карманных деньгах, он предлагал помочь — и получить за это честную копеечку. Выполнял работу подмастерье: вытаскивал гвозди из подошв и тому подобное. Папа платил мне. Уверен, он бы справился и без меня, но просто так, тем не менее, денег мне он не давал — без лишних нравоучений приучал к тому, что и в жизни они просто так не даются", - вспоминает Гагик.
Учился он и в ПТУ, но настоящие уроки мастерства ему давал отец и другие старые мастера - евреи, грузины, армяне. Правда, один из таких мастеров принципиально никого не учил. И однажды он поскользнулся, вывихнул ступню и попал в больницу.
"Один наш парень собирался ехать домой, в Армению, и ему срочно понадобились новые туфли — причем "хочу, чтобы таких ни у кого не было ". У мастера под рукой на больничной тумбочке лежала газета.
"Попроси у медсестры ножницы", — сказал великий мастер парню, взял их и начал вырезать детали. А их в среднем в таких туфлях 32… Без мерок, без основы, на глаз: "Идите, кроите, шейте". Когда из кожи сшили заготовку и прикинули на колодку, она села идеально! Высший уровень мастерства, я такого, думаю, еще не достиг", - признается Гагик.
В рыночные 90-е он пошел наперекор общей логике ("дело надо хватать!"). Нет, дело надо делать.
"Когда начинал заниматься ремонтом и привозить итальянские материалы, фурнитуру, набойки, кожу, другие мастера крутили пальцем у виска: "Зачем ты это делаешь, дурак, эти материалы не стираются! К нам же больше не придут!.." — "Это вы ничего не понимаете", — отвечал я. — "Если ты сделаешь одну пару хорошо, к тебе вернутся еще с пятью".
В 2003 году в магазине игрушек, по соседству с мастерской, вспыхнул пожар. Утром Гагик приехал в буквальном смысле на пепелище. Почему он отстроил все заново, на том же месте?
"Даже в шоковом состоянии я понимал, что самое ценное осталось: это мастера и клиенты. Я сказал мастерам, что если они пойдут искать работу, то я их пойму. И сказал: "Если буду знать что вы со мной, то восстановлю, а уйдете — не буду поднимать". Они согласились, остались", - вспоминает Гагик.
Виновных в пожаре суд не установил. Разбираться Гагик не стал и сам, шесть лет, возмещал ущерб клиентам. Люди зауважали это, признается он. Получилось это благодаря еще одной типично армянской (хотя и не только армянской) мудрости отца.
"У меня была возможность уехать из города и никому ничего не выплачивать. Начать заново в другом месте. Но я пошел по сложнейшему пути, сохранив доброе имя, как учил меня мой отец. Все восстановил, и люди это оценили. Они поняли, что этот человек отвечает за свои слова и поступки", - говорит ремесленник.
В последние годы из города, к сожалению, усилилась миграция. Люди едут, где лучше. Но это "лучше" может быть и дома, если создавать его самому, уверен он.
Эскимо от Микояна, или Армяне — лучшие духанщики от Ростова и до персидской границы>>
Теперь его бренд – один из самых известных в городе, а жители Гагику доверяют и уважают.