ЕРЕВАН, 25 янв — Sputnik, Арам Гарегинян. Власти Армении в 2019 году возьмут еще внешние кредиты на общую сумму 490 миллионов долларов. В итоге внешний долг правительства достигнет почти 7 миллиардов долларов. Руководство Армении заложило страну внешним силам? Нет. Это обвинение несправедливо не только к нынешней власти, но и к бывшей. Почему?
Неверные подсчеты – Минфин уточняет данные о внешнем долге Армении>>
Долг не должен расти быстрее, чем экономика страны
Это золотое правило было принято при правительстве Карена Карапетяна. И оно выполняется. В 2018 году долг Армении вырос на 314 миллионов долларов. Но если сравнить долг с объемом экономики, то нагрузка уменьшилась: долг составляет уже не 53,7%, а 50,6% ВВП.
В конце 2019 года долг вырастет еще на 460 с лишним миллионов. Соотношение с ВВП снова снизится – до 49,7%. Даже при том, что по факту, в 2018 году ВВП ожидают ниже, чем по плану.
Как пояснил в беседе со Sputnik Армения замначальника управления госдолга Минфина Артак Марутян, "недобор" вызван небольшим недовыполнением работ по зарубежным кредитам. То есть местные промышленность и торговля, скорее всего, выдали ожидаемый результат.
В итоге долг правительства в 2018-м увеличился чуть больше, чем на 5%, а экономика выросла почти на 6,5%.
Мы должны, но не завтра
Если мы должны миллион рублей, но не сейчас, а через год, сколько нам нужно отложить на год? Тот же миллион? Не обязательно. Ведь если банк принимает вклады, например, под 10%, то нам достаточно иметь 910 тысяч, которые через год превратятся в миллион. При чем здесь долг Армении? А вот при чем: средняя срочность долга в Армении составляет примерно 8 лет и 4 месяца. Их надо умножить на ставку в 5%, которую МВФ применяет для стран, схожих с Арменией по ВВП на душу населения, поясняет Марутян.
Другие условия долга тоже довольно выгодные. По мировым стандартам, в национальной валюте рекомендуется держать не менее 20% госдолга. В 2019 году этот показатель достигнет 21,8%.
Почему долг выгодно держать в национальной валюте? Потому что когда в армянский бюджет приходят налоги (естественно, в армянских драмах), тогда не приходится каждый раз переводить их в доллары или евро (и попадать под риски с курсами). Кроме того, когда вы должны своим гражданам в своей валюте, с ними легче договориться. Можно извиниться и расплатиться на несколько лет позже. А взамен, например, предложить налоговые или социальные льготы.
Правда, выпускать слишком много национальных облигаций тоже не рекомендуется, ведь тогда у банков будет с ними перебор. И вместо того, чтобы привлекать вклады и кредитовать бизнес, они будут "лежать под деревом" и получать проценты практически без риска (ведь облигации эти – государственные). Поэтому облигации выпускаются в известных пределах, но по нарастающей. И если на 2018 год план выпуска облигаций составлял 47 миллиардов драмов, то на 2019 год – уже 70 млрд (около 145 миллионов долларов). Общий объем облигаций составит 658 миллиардов драмов (около 1 миллиарда 370 миллионов долларов). В итоге внутренний долг, как мы уже сказали, составит 21,8% от общего долга правительства.
В 2019 году бюджет Армении вырастет наряду с внешним долгом: как кабмин это "переварит"?>>
К чему все это приводит? К тому, что долг правительства у нас в 2019 году составит чуть меньше 50% ВВП (точнее, 49,7%). Но чистая приведенная стоимость долга составит всего 40% с небольшим (то есть сумма, которую надо иметь на руках сейчас).
Куда мы "перекинем" долг
2020 и 2025 годы – важные отметки в календаре госдолга Армении. Это время расплаты по валютным облигациям (евробондам). В 2020-м мы расплачиваемся по их первому выпуску (700 миллионов долларов, выпущены в 2013-м) в 2025-м – по второму (500 миллионов, выпущены в 2015-м). Придется приготовить деньги и затянуть пояса?
Нет. Частично расплатиться, конечно, придется. Но основную часть можно будет оплатить, выпустив новые облигации. Таким образом, можно перекинуть долг еще на несколько лет вперед.
С бытовой точки зрения, конечно, выглядит не очень убедительно. Но на уровне государственных финансов это принятая практика. Собственно, Армения так уже поступала. Когда выпускалась вторая эмиссия облигаций, в 2015-м, часть денег ушла на погашение облигаций 2013 года. Снизилось ли от этого доверие к Армении?
Нет, и снова нет. Еврооблигации Армении готовы покупать даже на условиях меньшей прибыли. В 2013 году их выпускали под 6,25% годовых, сейчас они котируются по 5,2%. В 2015 году – под 7,5%, а сейчас – менее чем по 6,1%.
На что мы берем все эти деньги?
В политике госдолга, заложенной при Карене Карапетяне и унаследованной новыми властями, есть еще одно важное правило. Нужно постепенно отказываться от кредитов бюджетной поддержки (без конкретных целей) и больше брать кредиты на развитие инфраструктур. Правда, сделать это удастся не сразу. Из 490 миллионов драмов кредитных средств, которые возьмут в 2019 году, на бюджетную поддержку придется 152 миллиона. То есть мы живем целиком за счет зарубежных кредитов?
И снова (в который уже раз!) нет. Для сравнения: общие доходы бюджета составят 1 триллион 490,6 миллиарда драмов, или примерно 3,1 миллиарда долларов. То есть бюджетные кредиты составят лишь около 5% всех доходов бюджета.
Из внешних кредитов еще 133 миллиона будет потрачено на энергетические инфраструктуры (в основном – линии электропередач и подстанции), 45 миллионов – на ремонт и строительство дорог (в том числе трассы "Север – Юг"), 32 миллиона – на ремонт школ и строительство новых собесов. А на ремонт сетей водоснабжения и орошения возьмут меньше: всего 22 миллиона.
Наконец, еще 103 миллиона долларов пойдут на поддержку государственных учреждений. Но в основном сюда войдет российский оборонный кредит.
Социальные проблемы и новая волна миграции: экономист об инициативе Пашиняна>>
Крупнейшим кредитором Армении в 2019 году станет Россия (почти 40% всех кредитов).
Таким образом, новые власти республики с успехом продолжают политику госдолга своих предшественников.