Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
Гюмри не зря носит почетный титул культурной столицы Армении, и даже несмотря на тяжелые с социально-экономической точки зрения годы, ему есть чем гордиться и что показать своим гостям.
Особый интерес представляют городские музеи. Именно здесь находятся дома-музеи таких выдающихся людей как Фрунзик Мкртчян, Аветик Исаакян, Сергей Меркуров, сестры Асламазян. Однако наибольшей популярностью среди туристов пользуется Музей народной архитектуры и городского быта, или как его иначе называют – дом Дзитохцянов…
Известно, что после визита царя Николая II город был переименован в Александраполь в честь его супруги – императрицы Александры Федоровны. Северная столица Армении носила это название вплоть до 1924 года, когда было принято решение о ее переименовании в Ленинакан. Именно Александраполь и представлен в Музее народной архитектуры и городского быта, то есть временной отрезок от начала XIX по начало XX века, а точнее 1837 – 1920-е годы.
Особняк построен Петросом Дзитохцяном в 1872 году. Семья эмигрировала из села Дзитох в Западной Армении. Четверо братьев состояли в престижной купеческой гильдии и славились в городе своим богатством. Им принадлежали более 15 магазинов, пивоваренный завод, многочисленные пивные, завод по производству растительного масла, баня и т.д.
Дом делится на две части: состоятельные горожане зачастую строили свои дома таким образом, чтобы он приносил доход: то есть в одной части комплекса жили непосредственно хозяева, а другую они сдавали в аренду.
Знаменитое семейство уехало из города в 1918 году, оставив ему комплекс. С этого времени он служил различным целям: здесь был организован детский дом для девочек, потерявших родителей во время Геноцида армян в Турции, в советское время в здании были размещены милиция, райком партии, затем в особняке жило более 30 семей. А в 1984 году здесь состоялось открытие музея, который сегодня пользуется наибольшей популярностью как среди жителей, так и среди гостей северной столицы.
И неслучайно — ведь экскурсия по этому уникальному дому преподносит живую картину периода расцвета города, а также прекрасно объясняет эпитеты, которым его наградили.
Город семи церквей
В самом начале экскурсии можно увидеть прекрасный макет города начала 20-го века. Вид на Александраполь открывается с востока на запад. Примечательно, что на месте, где сейчас находится главная площадь, тогда был рынок.
"Для городов Азии в то время было характерно такое расположение. Рынки находились прямо на площадях", - поясняет экскурсовод Анаит.
Естественно на макете также можно увидеть семь церквей, которыми был известен город.
"Греческая церковь была частично разрушена во время землетрясения 1926 года, затем полностью уничтожена коммунистами. Почти такая же судьба постигла и католический храм. На той стороне можно увидеть русскую часовню со сверкающим куполом, а это собор Сурб Аствацацин (Святой Богородицы – ред.) или "Семи ран", расположенный на главной площади" - рассказывает гид.
Еще одна прекраснейшая церковь, расположенная на центральной площади – Вардананц – носит название Аменапркич (Всеспасителя). Построена она по подобию Анийского кафедрального собора и сейчас находится на реконструкции.
"Каждый день архитектор и строитель Тадевос Антикян садился в фаэтон и ездил к Анийскому собору, делал замеры, чтобы наиболее точно воссоздать его в Александраполе", - рассказывает девушка.
На макете представлены также действующие церкви Сурб Ншан (Святого Знамения) и Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя).
Город ремесел
В XIX веке в Гюмри насчитывалось более 100 ремесел. Здесь расцветало ювелирное дело, кузнечное, портняжное, ковроткачество: по всему городу были разбросаны мастерские медников, жестянщиков, камнерезов, шапочников.
Показывая нам невероятной красоты серебряные пояса, Анаит отмечает: "Пояс был неотъемлемой частью мужского костюма. Их носили не только взрослые мужчины, но и мальчики".
По ее словам, в историю города вошло семейство, которое называли Кечакенц тахум. Семья была не очень богатой, и дед оставил ей в наследство только один пояс. Поэтому его надевал именно тот член семьи, который вставал раньше всех.
"Гюмрийские пояса имеют свою особенность: они отличаются от всех остальных тем, что их застежки выполнены в форме седла", - говорит гид.
В этом зале можно полюбоваться также филигранными серебряными портсигарами, известными гюмрийскими браслетами для дам, которые изготавливались из золота, серебра и меди. Интересно, что замужняя женщина непременно должна была носить широкие браслеты на обоих запястьях.
Мое внимание привлекла маленькая серебряная сумочка, на которой была выгравирована Мать-Армения. Эту сумочку вполне можно считать прототипом современного клатча.
"У каждого ремесла был свой святой покровитель и свой флаг. Флаги хранились внутри мастерских, но в праздничные дни их вывешивали на видном месте", - рассказывает экскурсовод.
Портрет времени
Вторая часть музея воссоздает быт жителей Александраполя: ремесленника и состоятельного человека.
Мебель в гостиной среднестатистического жителя города – результат работы местных ремесленников. На столе можно увидеть керосиновую лампу; в старинном серванте, помимо прочей посуды, непременно стоит кофемолка и мушурба – типично гюмрийская кружка, которая представляет собой булькающий кувшинчик и является символом города.
В углу стоит трость-стул, на котором написано: "Садись там, где хочешь". А раскрытые на небольшом столе нарды говорят о том, что игра была очень популярна среди средних слоев населения.
Интересна спальня ремесленника, где шторы - настоящее произведение ручной работы, а двуспальная кровать больше напоминает односпальную.
"Это чтобы супруги жили в любви", - с улыбкой поясняет Анаит.
Интерьер в доме богача сильно отличается от предыдущего.
Как замечает экскурсовод, состоятельные жители города не были особо патриархальны и предпочитали местному производству более модное импортное. Мебель здесь европейская или российская.
"Граммофон привезен из Швейцарии; пианино, которому около 130 лет – из Австрии, картины – из Италии, а часы – из России… В отличие от ремесленников состоятельные граждане предпочитали играть в шахматы или лото", - рассказывает гид.
В гостиной можно увидеть красивую арку и сцену, свидетельствующие о том, что представления в основном проходили в частных домах, поскольку здания театра не было.
Наибольший интерес в музее представляет комната барышни, где можно увидеть фигуру девушки, стоящей лицом к окну и спиной к гостям. По легенде, она была влюблена в юношу, который жил напротив. Когда отец девушки узнает об их любви, он произносит: "Голубь хочет улететь". И для того, чтобы она не улетела вопреки воле отца, он ставит решетки на окнах.
"И она до сих пор ждет своего любимого… Строгие тогда были нравы, дети не могли без разрешения родителей выбирать себе спутника жизни", - говорит Анаит.
Гуляя по комнатам музея и слушая ее рассказ о быте людей, об их нравах и привычках, кажется, будто ты действительно попал в XIX век, будто хозяева вышли из своих покоев лишь на короткое время и вот-вот вернутся обратно.
На вопрос о том, много ли посетителей в музее, Анаит отвечает: "В сезон, который длится от апреля-мая до октября-ноября гостей бывает очень много. Три-четыре гида иногда еле успевают. Зимой их, конечно, меньше".
По ее словам, за последние несколько лет туристов стало больше, а пик пришелся на прошлый год. В северную столицу Армении люди приезжали из самых разных уголков Земного шара: России, Европы, Америки, Ближнего Востока.
Добавим, что один из самых богатых с точки зрения культурного наследия армянских городов в прошлом году оказался в числе наиболее востребованных направлений среди стран СНГ и ближнего зарубежья. Интересно, что Гюмри оказался даже более востребованным, чем Одесса.