Рубен Гюльмисарян, Sputnik
Никто не станет спорить с тем, что экономическая стабильность любой страны не в последнюю очередь зависит от собираемости налогов. Другое дело, как они потом расходуются – эффективно или, например, на баснословные премии чиновникам. Но в любом случае, уплата налогов крайне важна, уклонение же во многих странах карается достаточно жестко.
Верно и то, что пенсии и зарплаты, скажем, учителей, работа детсадов и школ, как и многое другое, тоже в неразрывной связи с налогами. Правительство в качестве одного из основополагающих условий удовлетворительной (и справедливой) собираемости налогов указывает выдачу/невыдачу контрольно-кассовых чеков торговыми предприятиями — от крупнейших супермаркетов до самых мелких ларьков. И с этим тоже невозможно спорить.
Тем не менее, здесь налицо немало проблем. Вот, например, об одной из них в Facebook пишет политолог Андраник Теванян: "Если борьбу с теневой экономикой начинаешь снизу (с ларьков), а не сверху (с крупного бизнеса), то получаешь очень печальную картину. В цепочке документирования кассовые чеки должны быть не первым, а последним звеном".
У нас же, конечно, в первую очередь, начинают снизу — так понятнее и проще, сопротивление, хоть и шумное, но не такое серьезное, как умеет противостоять крупный бизнес. Кстати, одна из причин того, почему уличные торговцы не хотят идти на рынки, именно в том, что они опасаются, что им вменят в обязанность контрольно-кассовые аппараты (ККА). "Зачем платить больше", - логично думают они, и приходят протестовать к мэрии и правительственному зданию.
"Главное – не цена, а параметры": Ананян вступился за кассовые аппараты нового поколения>>
Между тем начальник управления информационных технологий Комитета государственных доходов Армении Ашот Мурадян в интервью Sputnik Армения указывает, что есть определенные категории продавцов, перед которыми не стоит обязательного условия по ККА, например, торговля сельскохозяйственной продукцией, некоторые автотранспортные услуги, продажа личных вещей и так далее.
И если с бабушкой, продающей старенький кофейный сервиз у Вернисажа, все ясно и понятно, то затруднения с оформлением закупок той же сельскохозяйственной продукции приводит к противостоянию рестораторов с правительством. Последние резонно замечают, что основной объем их закупок приходится именно на такие товары, а не на салфетки из супермаркета, и государство решает повысить им налоговую ставку.
Понятно, что олигархи, которых у нас сейчас как бы нет, найдут при желании тысячу и одну возможность платить налогов столько, сколько захотят они сами. А ведь Теванян имел в виду, в первую очередь, крупный бизнес, когда говорил о том, что начинать надо сверху.
С другой стороны, нынешнее правительство не может не знать, например, о том, что в любом киоске, в любом маленьком или среднего размаха магазине, да вообще везде, за исключением супермаркетов, есть толстая-претолстая тетрадь, в которой перечисляются имена должников с суммами их долга. Без этого в условиях Армении невозможно, торговля в небольших точках порой в основном ведется именно в долг, особенно в районах — как отказать односельчанину или соседу в буханке хлеба и куске колбасы, если у того объективно нет сейчас денег.
Что прикажете делать таким продавцам – они же не могут выдать чек на сумму, которую пока не получили? Выдавать чек при возврате долга – быть может, но вдруг проверка нагрянет? Словом, неурегулированности тут много.
И ведь это уже не первая волна пробуждения неуемного государственного желания обязать всех выдавать чеки. Прежние попытки потихоньку сходили на нет именно из-за того, что не удавалось заставить документировать свои продажи крупный бизнес, и если этого не произойдет сейчас, то судьба этого элемента "экономической революции" печально предсказуема.
К тому же история с ценой на эти самые ККА, неслабо сниженной со 160 до 60 тысяч драмов, тоже непонятная какая-то. Разница, как говорят, будет возмещаться из госбюджета. И тут возникает вопрос: если мы собираемся оборудовать такими аппаратами все киоски, лавочки и лавчонки, то на компенсацию выходят астрономические суммы.
Кто их будет платить? Правильно, мы с вами, те, кто не занят в розничной торговле, не имеет своего бизнеса, живет на зарплату, получает низкие пенсии, но горд и независим. А если даже не горд, это не имеет никакого значения: вместо повышения пенсий, например, наши налоги, помимо премий уставшим донельзя от трехмесячной работы чиновникам, пойдут на компенсацию потерь тем, кто занимается импортом кассовых аппаратов.
Подождите вы со своими пенсиями и учительскими зарплатами, тут "весь народ" на экономическую революцию мобилизуют.