Лидер "Армянского национального конгресса", (АНК) первый президент Армении Левон Тер-Петросян счел нужным отреагировать на постоянно "витающие в воздухе утверждения", будто он является политическим "крестным отцом" Никола Пашиняна. Конечно, Тер-Петросян не был бы Тер-Петросяном, если бы не посвятил львиную часть своего письма прямому и косвенному восхвалению себя, любимого, и не заклеймил бы тяжкими обвинениями все последующие власти.
Дело даже не в интеллектуальной брезгливости, которую постоянно приходится преодолевать, читая абзацы, написанные основоположником сращения криминала с государством, в которых он обвиняет других в том, настоящим автором чего является сам: все другие – лишь продолжатели заданной линии. Дело даже не в том, действительно ли Пашинян — политический наследник первого президента или нет, — хотя бы потому, что это совершенно неважно.
Неважно, ибо принадлежность на каком-то этапе к политическому "гнезду Тер-Петросянову" сама по себе не может иметь позитивного или негативного наполнения в оценке политического деятеля – любого, не только Пашиняна. Равно как и отсутствие таковой принадлежности далеко не гарантия полезности для государства и общества. От учения или идеологии можно отойти, перерасти их, порвать с ними, в конце концов.
В послании первого президента важнейшим видится другой момент. Появление такого документа свидетельствует, видимо, о том, что Тер-Петросян понимает: идеологическая связь с ним, с АОД-АНК, сильно компрометирует любого действующего политика в Армении, настолько мощно отторжение обществом и времен его правления, и самой его политической фигуры.
Тер-Петросян рассказал всё об отношениях с Пашиняном>>
Характерно, что когда рейтинги новой власти били все северокорейские рекорды, Тер-Петросян и не думал проводить грань между собой и ею. Сейчас же, когда рейтинги эти пошли на спад, он поспешил как бы "на помощь" — так, как он эту "помощь" понимает.
И тут очень тонка грань между настоящей и медвежьей услугой, причем ближе ко второму варианту. Ведь после этой статьи даже тот, кто никогда и не задумывался об идеологическом и политическом родстве Тер-Петросяна и Пашиняна, теперь волей-неволей обратил на это внимание. Так что новым властям благодарить первого президента не за что, для властей будет лучше, если эта его статья быстро забудется.
В одной ветхозаветной книге сказано: "О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость" (Иов, 13:5). Хотя, с другой стороны, Тер-Петросян не оставляет впечатления человека, способного на такую детскую ошибку, не может же он не знать о почти нулевом проценте голосов, полученном его партией на последних выборах с ее участием.
Потом уже сам Никол Пашинян немного переделал фразу Джона Кеннеди и разместил ее в соцсети. Казалось бы, что тут особенного, миллионы пользователей того же Facebook так и норовят ввернуть умную цитату, сплошь и рядом не указывая первоисточник.
И здесь бы не было ничего особенного, если бы не откровенный месседж, заключенный в этих переделанных словах. У Джона Фицджеральда вопрос стоял так: "…Спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны". У Пашиняна так: "…Спрашивай, что я сделал для самого себя".
Разница есть, и разница большая. Невинноубиенный Кеннеди имел в виду, что страна, конечно, многое должна своим гражданам, но и от них имеет ожидания. Старая, как мир, истина имеется тут в виду: чтобы что-то получить, надо что-то дать. И это нормально и естественно.
Лакмус местных выборов – первые звоночки для новой власти: в ход пошел Левон Тер-Петросян>>
Пашинян же, фактически, отметает саму возможность постановки вопроса о долге государства перед гражданами: "Только не спрашивай, что для меня сделало правительство". Не спрашивай, и сделай все для себя сам. Это, фактически, можно считать официальным уведомлением гордых граждан страны в том, что отныне их судьба исключительно в их же руках.
С первых же дней "бархатной" смены власти стало очевидным, что в будущих неудачах и ошибках ("неизбежных", о которых в своем послании говорил Тер-Петросян) новой власти будет обвинен кто угодно, только не сама новая власть.
Сначала только и разговоров было о вине "бывших", постоянные отсылки к прошлому и "тяжелому наследию" длились уже неприлично долго, и даже сегодня они еще раздаются. Но всему на свете приходит конец, упоминания вины прежней власти стали уже нервировать, а не вызывать сочувствие и понимание.
Срочно понадобился новый виновник, и поиски долго не продлились. Все началось с обнаружения бедности в головах граждан, а потом, если вдруг этот тончайший намек кому-то остался непонятным, последовали слова, которые невозможно истолковать двояко: делайте все для себя сами, на государство и правительство не надейтесь.
Вчерашняя оппозиция, придя к власти, стала резко терять толерантность — Марукян>>
Хотя – последние 28 лет мы так и жили, ничего нового. Мы, не надеясь на все правительства подряд, работали на "черных" зарплатах; как могли, утаивали доходы и не платили налоги; покупали в годы Тер-Петросяна норвежское топленое масло, на котором было написано: "Не для продажи. Гуманитарная помощь", а кто-то из верхов зарабатывал на этом масле бешеные деньги, выкачивая последние копейки из обнищавшего в одночасье народа.
Те, кому это масло встало поперек горла, стали эмигрировать, эмиграция продолжается вплоть до сегодняшних "гордых" дней. От того, что олигархов велено называть "крупными собственниками", ничего в жизни людей не изменилось. Идите и делайте все сами для себя, становитесь "крупными". Если сможете, конечно, и если разрешат.
Правительство будет заниматься тем, что хорошо получается, — произнесением пламенных речей. В этой связи тем, кому понравилось литературное наследие Джона Кеннеди, можно напомнить такие его слова: "Мы никогда не должны забывать, что самое высокое достижение — не произносить громкие слова, а жить по ним".
В том числе и поэтому никто во всем мире не спрашивает "А кто это?", когда называется имя Джона Кеннеди.