Тимур Селиванов, Sputnik
Московская армянка Люсинэ Петросян без малого пять лет управляет художественной галереей Artstory в российской столице. Она рассказала корреспонденту Sputnik о меценатстве, несложившейся карьере художника и летних каникулах в Армении.
Ни лютиков, ни пошлости
— Как возникла ваша галерея?
— Мы открыли ее вместе с коллекционером Михаилом Опенгеймом четыре с половиной года назад, в октябре 2019-го будем праздновать пятилетний юбилей. Сначала мы хотели отметить его выставкой из наших с Михаилом коллекций, но потом решили показать работы художника-авангардиста Моисея Фейгина. Он дожил до 104 лет и был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый пожилой работающий художник на земле. С идеи организовать его выставку в свое время началась история галереи.
— Регулярных доходов с Artstory у вас нет?
— Галерея не приносит нам денег, но нас это не огорчает. Мы принципиально не сдаем наше помещение в аренду для чужих выставок — потому что отвечаем за качество галерейных проектов перед зрителями.
— Есть ли у вас "стоп-лист" художников, жанров, тем?
— Списка нежелательных имен нет, но однозначно не хочется делать из Artstory салон. Лютики-цветочки — это не наше. Пошлость — тоже не про нас. Мы любим то, что сделано по зову души.
— А какая публика вас посещает?
— Возрастной диапазон наших зрителей — от нуля и до бесконечности. Состав публики меняется в зависимости от проекта, проходящего в галерее, за этим любопытно наблюдать. На нынешнюю выставку "Путешествия по снам", например, приходит много молодежи.
Вненациональное искусство
— На "Путешествии по снам" собраны художники из России, Грузии и Украины. Вы намеренно ограничились постсоветским пространством?
— Нет, мы показываем только тех художников, которые близки мне и моему партнеру. Наши вкусы не определяются государственными границами, у искусства нет национальности.
С западными художниками интересно было бы поработать, но они с большой осторожностью возят работы в Россию из-за нестабильной политической ситуации в мире. При этом недавняя персональная выставка художницы из Грузии Кети Мелкадзе "Гамарджоба!" прошла с безусловным успехом.
— Расскажите, как вы ее готовили.
— Сначала мы с Кети познакомились в соцсети, а потом я приехала к ней в гости в Тбилиси и была очарована ее скульптурными работами из металлической сетки. Когда мы стали планировать выставку Москве, возникла трудность: Кети живет в маленькой квартире, где невозможно создавать крупноформатные работы, а наше пространство довольно большое. Полгода Кети готовилась к выставке, а потом приехала в Москву в резиденцию при галерее.
Некоторые работы рождались буквально перед выставкой. Открытие через три-четыре часа — а Кети все еще что-то гнет, подкручивает… Она непрофессиональная художница, но у нее есть то, чему многие учатся годами — она одарена от природы.
Бабушкин дом
— Что вас связывает с Арменией?
— Все летние каникулы в детстве я проводила там, у бабушки по папиной линии, и даже пару месяцев училась в ереванской школе имени Камо. Сейчас стараюсь ездить в Армению хотя бы раз в два года. Родственников там почти не осталось, зато есть друзья детства, бабушкин дом — и много талантливых художников с которыми, надеюсь, мы когда-нибудь посотрудничаем.
Параджанов и криминальный мир: как Плесецкому вернули угнанную в Грузии машину>>
— А как в вашей жизни появилась живопись?
— Моя мама Эллен Павловна Рубо — художник, дизайнер. Она преподавала в Художественной академии имени Строганова, и я часто проводила там время, пока она читала лекции студентам. Я и сама мечтала туда поступить, но мама сказала: "Хорошего художника из тебя не получится, а плохим быть не стоит". Она хотела мне легкой судьбы, а у художника она в любом случае сложная. Все зависит только от тебя, твоего таланта, амбиций и везения.
— Вы пишете до сих пор?
— Очень редко. Рисование требует уединения, отрешенного состояния, а мне в связи с работой и ритмом жизни это редко удается.
— Никогда не выставляли свои работы?
— Нет, конечно! Когда я пишу, то четко вижу, чей стиль я невольно копирую. А для настоящего художника очень важно иметь собственное лицо.
С улицы в мир искусства
— Помните ли вы, какую работу купили к себе в коллекцию первой?
— Помню, картину Натты Конышевой, которую иногда называют российским Босхом. Но она не задала тона коллекции. За время собирательства у меня несколько раз менялись вкусы, расширился диапазон предпочтений.
— Как вы стали куратором?
— Я приобрела работы художника-нонконформиста Сергея Алферова. О нем почти ничего не было известно, и я захотела это исправить. Тогда же судьба свела меня с журналистом и искусствоведом Игорем Дудинским. Вместе с ним и коллекционером Анной Моревой мы стали собирать информацию, общаться с искусствоведами, художниками — знакомыми Алферова.
Из этих встреч родилась монография "Предисловие к неизбежному", первая книга о Сергее Алферове. Позже я организовала его выставки — в Галерее "Кино", в Московском музее современного искусства. После были другие книги и выставки, в том числе уже в своей галерее, но эти — первые, с них началась моя карьера куратора.
Армянский крестный отец мафии от искусства, или Как Гагосян заработал миллионы>>
— Изменился ли ваш подход к подготовке экспозиций за это время?
— Поначалу наши выставки шли три-четыре недели, и к каждой выставке мы выпускали книгу или каталог. Но за несколько лет такой жизни мы вымотались, и теперь делаем каталоги только по необходимости. А выставки теперь идут дольше, по полтора-два месяца, так лучше и для зрителей, и для художников.
Еще недавно мы славились ночными монтажами — могли строить экспозицию как подорванные до двух-трех часов ночи. Сейчас мы бережнее относимся к себе, и стараемся закончить монтаж до полуночи. Да, мы были более заводными, зато сейчас у нас есть опыт, помноженный на мастерство.
— Когда вам удается отдохнуть от галерейной суматохи?
— В августе. На весь месяц мы с Artstory уходим в отпуск. И, конечно, закрываемся на зимних каникулах. Но я не считаю управление галереей за работу, для меня быть здесь — удовольствие. Не представляю себе, как это: проснуться — и не пойти в галерею. Я провожу в ней весь день — с утра и до позднего вечера. А без такой любви к галерее не было бы уважения художников и благодарности зрителей.