Леонид Нерсисян, военный эксперт – для Sputnik Армения
Согласно данным Стокгольмского института проблем мира, Россия по итогам 2018 года сохранила второе место в списке крупнейших экспортеров вооружения. Однако объем поставок упал на 17%, если сравнивать период с 2009 по 2013 год и с 2014 по 2018 год.
Причины этому можно назвать самые разные – от возросшей конкуренции на рынке вооружений до изменившегося политического ландшафта, в том числе и антироссийских санкций США и других стран Запада.
В сложившихся условиях Вашингтон может начать усиленно применять один из своих инструментов – закон "О противодействии противникам Америки через санкции" (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act — CAATSA), позволяющий Госдепу вводить ограничения против любых компаний мира, заключающих "значимые сделки" с большинством компаний российского военно-промышленного комплекса.
В числе возможных санкций – ограничения на доступ к кредитам американских банков, запрет на проведение транзакций в долларах, запрет на покупку недвижимости в США и вплоть до запрета на въезд в Соединенные Штаты менеджерам или акционерам компаний-нарушителей.
Пока этот закон применялся только однажды – в отношении Пекина, когда департамент подготовки войск и снабжения Центрального военного совета Китая и его глава Ли Шанфу попали в санкционный список США за приобретение у России зенитных ракетных комплексов С-400 и многоцелевых истребителей Су-35.
Армения может получить новый оборонный кредит от России - Тоноян>>
Казалось бы, причем здесь Армения? Москва – основной поставщик вооружения для Еревана, и некоторые сделки вполне себе можно отнести к "значимым", если речь идет о тех же оперативно-тактических ракетных комплексах "Искандер-Э" или многофункциональных истребителях Су-30СМ, которые финансировались напрямую из армянского бюджета, вне кредитных сделок.
Так рискует ли Армения также оказаться под ударом?
Поправки и санкции
Надо сказать, что при имеющемся сегодня раскладе сил в Закавказье США не будут спешить использовать свой силовой инструмент. Штаты пока соблюдают негласное эмбарго по поставкам вооружения Армении, а 907-я поправка к "Акту защиты свободы" от 1992 года, ограничивающая экономическую помощь и военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном, продолжает действовать. Однако есть ряд прямых и косвенных признаков, указывающих на то, что ситуация может измениться.
Прежде всего, речь идет о прошедшем в октябре 2018 года визите советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона в Армению, Азербайджан и Грузию. В характерной для себя прямой манере Болтон высказал несколько очень важных тезисов – о возможном развитии ВТС как с Арменией, так и с Азербайджаном (в том числе и об отмене или приостановке действия 907-й поправки). Цель – вытеснение России с доминирующих позиций на закавказском рынке вооружения, что, по словам советника президента США, поможет и в урегулировании карабахского конфликта. Последнее интересно для Вашингтона в целях подключения как Еревана, так и Баку к блокаде Ирана.
Вполне вероятно, что уже сегодня в Вашингтоне может вестись работа с лоббистами и юристами с целью определения оптимального пути обхода или снятия 907-й поправки. Этому способствует и лобби крупнейших компаний военно-промышленного комплекса США, имеющее очень сильные контакты с Дональдом Трампом и Республиканской партией.
США давят на Иран через Баку и Ереван, или Почему Армении не к лицу болтонская осень>>
В чем риски для Армении?
Надо сразу отметить, что армянского военного бюджета недостаточно для закупок значимых объемов американского тяжелого вооружения – даже если речь будет идти о серьезных скидках (что, к слову, в США практикуется нечасто). Соответственно, Россия с льготными условиями поставок в рамках ОДКБ и возможностью приобретения части вооружения в кредит останется безальтернативным поставщиком оружия для Армении.
Более того, если Азербайджан начнет закупать большие объемы американского оружия, военно-техническое сотрудничество Армении и России может только вырасти и стать еще более значимым. Вот здесь и возникают риски применения санкций в рамках CAATSA – в Вашингтоне могут спокойно сыграть на том, что у Еревана имеются ровно такие же права на закупку оружия, что и у Баку, однако Армения почему-то продолжает приобретать только российское вооружение.
К слову, опыт введения санкций против армянских компаний у США уже есть – речь идет о Flight Travel LLC, являющейся торговым представителем иранской авиакомпании Mahan Air в Ереване. Так как Mahan Air сама находится под американскими санкциями, то под вторичные ограничения попала и армянская компания.
Что делать?
Учитывая безальтернативность армяно-российского ВТС, важно уже сегодня начинать разрабатывать механизмы, позволяющие максимально обезопасить ключевые финансовые институты от введения американских ограничений.
Армения стала первым зарубежным покупателем новейших российских автоматов АК-12>>
С этой целью может быть создан некий специализированный орган, занимающийся исключительно оплатой сделок в области ВТС, причем переводы должны происходить в российских рублях и/или частично армянских драмах. Попадание такого финансового института под санкции будет не столь болезненным, да и к тому же не очень вероятным.