ЕРЕВАН, 24 мар — Sputnik, Арам Гарегинян. Это армянское село на границе с Азербайджанской ССР в 1978 году сменило название. С того времени оно зовется Беркабер. Лучше и проще местных жителей название села не объяснишь: "берк берел" значит давать урожай, плодородный. Благодаря здешней земле они пережили все, что происходило на этой границе. Так сельчане живут и сейчас.
Мы не станем говорить, где именно находятся сады Ара Худавердяна и его отца Мамикона. Скажем так: они очень близко от приграничных позиций. А перед ними, примерно в 400 метрах, расположены уже азербайджанские позиции. Между ними – Джогазское водохранилище.
Хурму здесь продают и свежую, и сушеную. Сушильня находится не близ позиций, а чуть подальше, в самом селе.
"Но разницы нет, если вы об этом спрашиваете. В селе нет такого места, такого уголка, который не был бы под прицелом", - говорит Ара Худавердян.
Сады хурмы посадил в 1989 году его отец, Мамикон Худавердян. Ара тогда было три-четыре года. Рядом, на том берегу, так же бегали в своих садах другие мальчишки. Теперь они тоже выросли и работают в поле. О них Ара рассказывает без злости. Он и без того твердо стоит на своей земле.
"У них прямо на том берегу есть село, Мазам. Люди выходят, работают, как я. Траву косят, урожай собирают. Все видно. Даже видно, какого цвета у них одежда", - говорит он.
Раньше, в 90-е, люди тут даже перекрикивались через озеро. Туда от мальчишек летели армянские слова, обратно — азербайджанские. Потом кричать перестали.
В последний раз с той стороны стреляли прошлой осенью. Были и более напряженные годы. Случалось, здесь даже не могли собрать урожай. Приходилось собирать ночью.
Что на это ответили Худавердяны? На краю сада они поставили большую надпись: "Сад мира", по-армянски и по-английски. Эту надпись хорошо видно с той стороны. К сочувствию соседей они не взывают. Скорее, обращаются к их человеческому разуму. И работают, как прежде.
"Здесь, в селах вокруг Ноемберяна, много садов хурмы. Климат благоприятный, зимой почти не бывает минуса. А мы особый сорт посадили. Такой не у всех есть. Точно сейчас не назову, боюсь ошибиться. Но плод не круглый, как обычно, а приплюснутый. На помидор похож немного. И очень ароматный. А сухофрукты из него тоже особенные. Из обычной хурмы они, если помните, выходят темно-коричневые, почти черные. А тут — желтые", - говорит Худавердян-сын.
Многие годы в саду работал его отец. Ара работал в Грузии. А три года назад он вернулся и снова трудится вместе с отцом. Заботится он не только о себе.
Беркабер как приграничное село получает оросительную воду по 50%-ному тарифу. Ведь государство такое большое, а Беркабер – такой маленький. Так может показаться нам. А здесь думают иначе: "государство – это и мы тоже".
Худавердяны купили и своими руками установили капельное орошение на 2,6 гектара своего сада. Ведь река Джогаз (которая впадает в то самое водохранилище) – маленькая. И воды на всех может не хватить, особенно летом. А думать надо и об односельчанах, решили отец с сыном.
А односельчане помогают собирать урожай и сушить фрукты. Так создаются новые рабочие места (хотя бы сезонные). Но для Худавердянов эти люди – прежде всего друзья и дорогие гости. Есть и другие гости, которым открыты двери в любое время.
"Наши солдаты? Для них у нас всегда зеленый свет. По приглашению, без приглашения – разницы нет. Когда хотят, могут приходить. А когда собираем урожай, тогда откладываем вдоволь и им относим", - говорит Ара.
Еще один гость, которого всегда ждут - это епископ Тавушский Баграт Галстанян. Прочесть над плодами молитву и отдать их другим - вот радость, которую он здесь творит. И не только здесь. Его, в неустанном движении и служении, видят во всех, ближних и дальних селах в этих краях.
Не хотим говорить "волшебные", но кажется, что плоды у беркаберцев растут и зреют необычно. Они вмещают бесконечно много тепла – и солнечного, и человеческого.
Худавердяны хотят прибавить только одно маленькое правило: для своей хурмы они решили получить органический сертификат. Химических удобрений они не используют, в почву подают обычный навоз. Пестицидов тоже не применяют: они знают язык своих деревьев.
"У хурмы такое свойство есть. В коре дерева есть дубильные вещества. И дерево, можно сказать, само себя залечивает. Самое большее – грибок может по стволу пойти. Но и с ним можно бороться органическими способами", - добавил он.
Желающих попробовать становится все больше. И в Армении, и за рубежом. Недавно Ара побывал на выставке в Лондоне. Здесь он времени не терял. Мы говорим и о бизнесе, но не только. Ведь Ара, как и вся мужская половина его села, болельщик "Арсенала". От их имени он с трибуны болел за канониров в матче с "Ренном".
Армянский бизнес с греческим "вкусом": семья в Ванадзоре открыла успешную кондитерскую>>
Генриха Мхитаряна тогда в составе не было (он залечивал травму). Будем ждать от него новых успехов. А у Ара Худавердяна уже есть прекрасная новость: скоро он собирается жениться.
Хозяйство Худавердянов получило содействие в переходе на органику в рамках Инициативы поддержки сельского хозяйства, профинансированной Евросоюзом и проведенной Австрийским агентством развития.
Бананы, оливки и мушмула в Армении: как ветеран погранвойск вырастил диковинный сад>>