Никол Агбалян родился в обычной армянской семье, каких немало было на Авлабаре в Тифлисе, 24 марта 1875 года – некоторые источники годом рождения указывают 1873. Семья-то простая, но такие семьи обычно делали все, чтобы дать детям достойное образование, вот и последовала у Никола семинария Геворкян в Эчмиадзине за тифлисской школой Нерсисян.
Золотая шпага от императора России: как карабахский полководец Мадатов турок побеждал>>
Потом уже сам Никол стал ведать вопросами собственного образования и поучился в университетах Санкт-Петербурга, Москвы, Лозанны и Сорбонны. Как следствие – образование уже стало блестящим, плюс несколько языков, и такой специалист мог бы, наверное, осесть в каком-нибудь тихом и спокойном европейском университете, занимаясь преподаванием, написанием книжек, в безмятежности и относительном достатке.
Вот только личности, подобные Николу Агбаляну, не спокойствия ищут, а следуют своей совести – подзабытое нынче понятие, конечно. Он возвращается сначала в Тифлис, а потом отправляется преподавать в Кагзван, Агулис и Шуши. Параллельно некоторое время, в 1910-ых годах, он издавал в Тифлисе журнал "Новое течение" и газету "Горизонт" - ее вместе с Аршаком Джамаляном, с которым и вступил в ряды "Дашнакцутюн". Почти три года руководил армянским училищем в Тегеране.
Потом он занялся посильным вспомоществованием людям, пострадавшим от геноцида и погромов в Западной Армении, и в разгар этой деятельности совершилась революция 1917 года в России. Событие это Агбалян воспринял довольно философски, хотя и настороженно, в отличие от ряда своих однопартийцев. В любом случае, провозглашение Первой республики было поводом для ликования, и Агбалян становится членом парламента независимой Армении.
Поллитра виски за фотокора и Панармянские игры: две стороны жизни Ашота Мелик-Шахназарова>>
Почти сразу Александр Хатисян, премьер-министр Армении, призывает Агбаляна в правительство, министром образования и искусства. С октября 1919 года по май 1920-го пробыл Агбалян министром, но успел за эти восемь месяцев сделать на удивление много. Впрочем, это нам удивительно, сегодня – тогда люди были на своих местах и умели работать.
Хлопотами Агбаляна было создано общество писателей Армении – эту идею он долго вынашивал и, наконец, осуществил. Вообще, Агбаляну принадлежит первенство в разработке и попытке (попытке – потому что элементарно времени не хватило) имплементации государственного подхода к культуре, науке, искусству и национальному образованию, документ за его подписью постановлял создать университет в Гюмри, такой долгожданный.
По настоятельному требованию Агбаляна правительство закупило за рубежом и доставило в столицу множество книг и учебников по науке и технике, а также библиотеку тифлисского градоначальника Аргутинского-Долгорукого, положившую начало национальному книгохранилищу.
В феврале 1921 года новая власть арестовала было Агбаляна, но ему удалось бежать в Иран во время одного из бунтов. С этого дня началась другая страница жизни – в зарубежной диаспоре. В Египте он занялся культурно-просветительской работой и возглавил армянское училище в Александрии. Потом переехал в Ливан, в Бейрут, где пережил еще одну мировую войну.
"Недолго нам жить, не больше ста лет ведь, и другой жизни не будет. Только эта, которая есть: за ней придет вечная тьма и покой. Надо мирно и с любовью пройти короткий путь, мирно и в согласии", - писал Агбалян.
Собственно, он так и прожил – когда в сытости, когда в нужде, но всегда мирно и в согласии с собственной совестью, зная свое дело и умея его делать. Может, поэтому успел так много в таких жестких условиях и сроках.