ЕРЕВАН, 17 апр — Sputnik, Лаура Саркисян. Территория КПП "Верхний Ларс" уже несколько дней как превратилась в маленькую Армению. Коллапс с многокилометровой пробкой, образовавшейся вследствие погодных условий, дополняется искусственно созданными проблемами. В этом убежден один из поставщиков Вазген (имя изменено). Для него КПП вот уже четыре дня служит домом.
Вазген с водителем выехали из Армении 13 апреля, парни должны доставить в Казахстан компьютерную технику весом 1,9 тонны. О ситуации на КПП они рассказали в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
"Мы застряли на КПП с российской стороны, здесь с утра идет дождь. Выше уже валит снег, именно поэтому сегодня полностью закрыли дорогу. Фуры выстроились в два ряда, третий занимают пассажирские машины", - сказал наш собеседник.
Он подчеркнул, что ситуация настолько критическая, что в столовой даже еды не осталось. Вазген пробки из-за погодных условий считает куда меньшим злом, нежели искусственно создаваемые заторы.
Движение автотраспорта из России в Армению закрыто>>
Он уверен, что на КПП применяется четкий механизм легкого заработка. С приключениями парни столкнулись еще на армяно-грузинской границе. Из-за оплошности брокера, который оформляет документы, у них вышел перевес груза. За это они на КПП "Садахло" заплатили штраф в размере 600 лари (около 223 долларов).
"Пришлось ночью снимать пломбы с товаров, чтобы показать, что везем. Мы с грехом пополам заплатили все, приклеили обратно пломбы и выехали в надежде, что наши приключения на этом закончились", - сказал Вазген.
Добравшись до КПП "Верхний Ларс", они вновь столкнулись с проблемой. Здесь им также заявили, что налицо перевес груза, следовательно, парни должны заплатить "парикмахеру". На вопрос, кто такой "парикмахер", им посоветовали спросить у водителей. Оказалось, "парикмахер" — это такая неофициальная должность на КПП, работа его заключается в "стрижке" водителей, т.е. именно ему и отдаются деньги.
"К "парикмахеру" мы попали на следующий день, из-за огромной очереди, которая к нему выстроилась. Здесь собрались все свои, в основном водители из Армении, протиснуться вперед было просто невозможно", - сказал Вазген, так и не сумев внятно объяснить, кому они заплатили.
После "парикмахера" их ждал новый сюрприз – сбой в сети. Система не показывала, что они заехали на российский участок КПП, и им пришлось выехать, чтобы заново заехать.
Однако попытка спокойно заехать на КПП была обречена. На этот раз их остановили гаишники и начали расспрашивать, что везут и с какой целью. После ряда объяснений, что они должны формально пересечь границу из-за сбоя, правоохранители позвали какого-то человека в гражданской одежде.
"Он нам приказал разгрузить весь товар и показать, что в ящиках, а потом следовать за ним. При этом нас обязали заплатить 30 тысяч рублей (около 470 долларов) рабочим, чтобы они исполнили указание за нас. Нам самим разгружать не позволили — сказали, мол, не положено", - рассказал Вазген.
После всех этих процедур, машину груженную товаром, отправили на рентген. Вазгена и его водителя только сейчас допустили к досмотру, что дальше будет и куда их еще отправят, ребята пока не знают, учитывая еще и коллапс из-за погоды.
"Тут цены заоблачные, как в аэропорту, плюс нам приходится на такси доезжать до гостиницы, чтобы переночевать , и потом возвращаться обратно. В машине мы спать не можем, поскольку у нас "Форд" размером с "Газель", а не фура, как у других", - сказал Вазген.
Он призывает власти Армении заняться этой проблемой. По его мнению, которое разделяют многие другие водители, попавшие в такую же ситуацию, Армения должна иметь официального представителя на КПП "Верхний Ларс", который сможет помочь попавшим в беду армянским водителям.
В свою очередь руководитель отдела по управлению проектами компании "Спайка" Карен Багдасарян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что проблемы бывают разные, однако водители их компании с такими явлениями не сталкивались.
"В дороге может всякое случиться, что может вызвать разную интерпретацию. Не думаю, что там есть проблема, которая может реально помешать. Мы никогда не замечали особого или предвзятого отношения к нашим или не нашим водителям", - сказал Багдасарян.
"Один Пашинян на всю Армению": перевозчик винит Минтранс в своем бедственном положении>>
Главной проблемой он считает, перебои в работе КПП. На вопрос нужен ли представитель Армении на "Верхнем Ларсе", Багдасарян отметил, что не совсем поддерживает эту идею.
"Что он будет делать, как консультировать. Наиболее эффектным будет создание отдельного коридора для армянских водителей, чтобы они не простаивали бы днями в очередях", - сказал Багдасарян.
Он отметил, что до сих пор, действующий министр транспорта, связи и информационных технологий ни разу не посещал их компанию, не интересовался, с какими сложностями сталкиваются перевозчики на дорогах, чем можно помочь, где можно иметь своего представителя для решения проблем.
Напомним, львиная доля — более 80% — грузоперевозок в Армению осуществляется из России через КПП "Верхний Ларс".