ЕРЕВАН, 22 апр — Sputnik, Ашот Сафарян. Отсутствие в армянском обществе представления о том, каким должно быть решение карабахской проблемы, вызвано политикой властей за последние почти 30 лет. Такое мнение политолог Манвел Саркисян высказал в интервью Sputnik Армения.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян в понедельник на встрече с преподавателями и студентами экономического факультета Ереванского государственного университета заявил, что до сих пор в обществе не было дискурса о том, каким должно быть урегулирование карабахского конфликта.
"Я видел в прессе энное количество статей и интервью, звучали самые разные версии и решения, в том числе и приписываемые мне. Но почему за моей спиной должны вестись такие разговоры? А все потому, что никто не говорит, как решить проблему. Мы сами для себя не сформулировали наши интересы", - отметил в частности Пашинян.
По мнению Саркисяна, каждый раз, с приходом к власти в Армении нового человека, представления и подходы по решению конфликта менялись. Более того, невозможно однозначно сказать, была ли вообще какая-то четкая политика по Карабаху.
"В течение последних 10 лет вообще логику переговоров определяли сопредседатели Минской группы ОБСЕ, то и дело выступая с какими-то заявлениями и тем самым задавая тон обсуждениям. В этом кроется причина того, что до сих пор в армянском обществе нет единой позиции относительно сценария урегулирования. Одни твердят "ни пяди земли", другие, наоборот, говорят о необходимости компромиссов", - сказал Саркисян.
На данном этапе, по его мнению, задачей армянской стороны должно быть лишение Азербайджана тех позиций, которые он за собой закрепил.
"Баку претендует на Нагорный Карабах, он использует любую международную трибуну для отстаивания "территориальной целостности", навязывает свою повестку, а при необходимости грозит военным решением. Мы же должны навязать свою повестку, взять инициативу в свои руки", - считает Саркисян.
С точки зрения политолога, армянской стороне на дипломатическом уровне нужно поставить под сомнение обоснованность требований и притязаний Азербайджана, лишить его права угрожать войной или вести боевые действия.
Саркисян напомнил, что когда Азербайджан получал независимость, он брал на себя обязательство решить карабахский вопрос мирным путем. Обязательство это он нарушил – в апреле 2016 года.
Но эксперт не видит в армянском обществе готовности поставить перед собой такую задачу, заявить о своих неотъемлемых правах. В самом обществе нету никакой дискуссии на этот счет. В итоге на языке своих прав и интересов говорит только Азербайджан.
"В Армении крайне размытые представления о праве и ответственности, мы настолько привыкли все ставить под сомнение и девальвировать, что любой здравый подход принимается нами в штыки и подвергается сомнению", – считает Саркисян.
По словам политолога, институт права и ответственности в карабахском вопросе всегда действовал, вне зависимости от того, кто и что говорит. Яркий пример тому – достигнутая после Апрельской войны договоренность в Вене о внедрении механизмов расследования инцидентов на линии соприкосновения. Эти механизмы предполагают определенную ответственность для той стороны, которая пойдет на эскалацию.
Философия переговоров по Карабаху нуждается в пересмотре – Саркисян объяснил, почему>>
Саркисян убежден, что конфликт вокруг Карабаха не будет урегулирован до тех пор, пока одна из сторон условно обладает всеми правами, а другая должна потерять все.