ЕРЕВАН, 29 апр — Sputnik, Арам Гарегинян. Новый пакет реформ Налогового кодекса Армении продолжают обсуждать в парламенте. То, что подоходный налог станет ниже (пусть и не для всех), возражать никто не стал. Налог на крупный бизнес (налог на прибыль) снизят, на малый и средний (налог с оборота) – не повысят. А микробизнес вообще освободят от налогов (кроме налога на дивиденды с прибыли), о чем мы уже писали.
Но если сократить налоги, то как платить пенсии и содержать поликлиники? Чтобы сократить налоги в одном месте, нужно повысить в другом, не раз отмечал Минфин. И теперь предлагает самый безболезненный (относительно) вариант. Повысятся акцизы: на пиво, сигареты и водку. Об этом договорились еще заранее, с коллегами по Евразийскому экономическому союзу.
Акцизы в Армении ниже, чем в других республиках Союза, а страны-участницы договорились их сблизить. Если в бюджет придут новые налоги, то взамен можно снизить нагрузку тем, кто не курит и не пьет. Предложили небольшой акциз и на лимонады (сладкие газированные напитки), но после протестов бизнеса, отказались от него.
Для кого и как изменят налоги, кроме налогов на зарплаты и на бизнес?
Минфин предлагает резко снизить налог на импорт машин частными лицами. Сейчас одну машину в год можно завезти без налога. Если вы завезли больше одной машины в год, значит, вы хотите на ней заработать. А значит, при ввозе обязаны платить с нее НДС. Такова логика нынешнего закона.
Жирный вкус налога: почему магазины Армении продают "не тот" сыр>>
Теперь налог хотят упростить: его будут брать со всех машин, которые завозят физлица (одну, две или пять в год – неважно). Зато налог резко снизится: вместо 20%-го НДС теперь будет налог на доход всего в 1%, при этом – не менее 150 драмов (около 30 центов) за одну лошадиную силу (мощность двигателя). Таким образом, закупать машины для себя станет проще (а на продажу – еще легче). А на одиночек приходится более 90% импорта машин в Армению.
Упростить жизнь хотят не только сотням автодилеров, но и сотням тысяч фермеров. Нет, сами они налогов не платят. Но их фрукты, овощи и мясо покупают столовые, рестораны и магазины. И не знают, как их вписывать в налоговую отчетность. Как быть с магазинами, пока не решили. А вот с общепитом решение уже ищут. Рестораторам хотят дать возможность законно фиксировать закупки у фермеров. Эти документы можно будет предъявлять в налоговую и получать налоговый вычет (“скидку”).
Больше года владельцы ресторанов жалуются на то, что им хотят повысить налог. Пока они платят фиксированную выплату по метражу ресторана. А сейчас их хотят перевести на налог с оборота: сначала – 6%, потом – 8%, а в дальнейшем – 10%. Правда, с этих 10% налог можно будет снизить до 5%, если обосновать закупки документами. А как обосновать, если купил картошку или мясо без документа, у фермера? Вот для такого обоснования налоговая служба и даст возможности.
Минфин хочет позаботиться не только о том, как нам поесть, но и о том, как нам пить. Акциз на пиво и водку повысится. А вот на вино и коньяк – нет (пусть развивается знаменитое местное виноделие, считают в Минфине). Небольших производителей домашнего вина и водки хотят освободить от налога на прибыль.
Больше воли, меньше водки: какие налоги в Армении хотят установить в 2019 году>>
Сейчас производители подакцизных напитков не могут пользоваться упрощенными налоговыми режимами. Но если вы выпускаете домашнее (как сейчас говорят, “крафтовое”) вино или водку, то сможете, как и большинство других предпринимателей, платить налог с оборота, если ваша выручка не превышает 115 миллионов драмов (230 тысяч долларов) в год. А если будет меньше 24 миллионов драмов (48 тысяч долларов), налоги можно будет не платить вовсе (и снова – за исключением налога с дивидендов).
Правда, поставлено условие: такой льготой могут пользоваться только те, кто работает на местном сырье. Если вместо винограда или абрикосов, вы используете обычный, заводской этиловый спирт, льгота вам не полагается. Поэтому налоговая будет следить за документами таких винокуров. Конечно, проверять счета-фактуры не так весело, как проводить экспертизу на вкус. Зато намного надежнее.
Облегчат работу и тем, кто “вооружает” нас для походов в рестораны. Конечно, речь идет о зубных врачах. Пока что их налоги рассчитывают с числа зубоврачебных кресел. Обслужили вы там десять пациентов или трех – значения не имеет. Но с 2020 года их будут облагать налогом по общему принципу: в зависимости от выручки.
Правда, сколько человек принял стоматолог, не всегда можно проверить (разве что по расходу материалов на пломбы и протезы). Но налог надо упростить. А уж налоговая как-нибудь постарается проследить, считают в Минфине.
Правительство Армении снизит акциз на сжатый газ для автомобилей>>
В целом, потеряют налогов на реформах больше, чем соберут. Общий отрицательный итог составит минимум 10-15 миллиардов драмов (примерно 20-30 миллионов долларов), включая минус 3 миллиарда со сладких газировок (несостоявшийся акциз на них). Правда, отрицательный итог – только в цифрах. А для бизнеса итог очень даже положительный, считают в правительстве. Если бизнесу станет легче работать, то и налогов он заплатит больше, уверены власти.
Таковы, в общих чертах, реформы Налогового кодекса Армении. Но на этом они не заканчиваются. Осенью хотят приступить к их второму этапу. И он коснется без преувеличения нас всех.
Уже более двух лет власти думают, как пересмотреть налог на недвижимость по всей республике. Для элитных коттеджей и высоток этот налог (налог на имущество) крайне низкий. Считают его с кадастровой стоимости недвижимости. А цены в кадастре записаны намного ниже реальных рыночных.
У кадастра уже есть предложения, как изменить оценку недвижимости, чтобы повысить налоги в первую очередь в центре Еревана либо на дачные и курортные особняки (например, в Джрвеже или Дилижане).
Табачный кризис в Армении, или Кому на руку ценовая неразбериха из-за повышения акциза>>
Но ведь не все, кто живет в центре города – богатые люди. Здесь живет немало семей ученых, творческих людей, бывших советских чиновников, которым когда-то выдавали тут квартиры. Как быть, если их внуки не столь обеспечены? Не выселять же старых ереванцев из домов, если они не могут заплатить налог в пять раз больше прежнего?
Разобраться в таком вопросе – намного труднее, чем, скажем, в домашней тутовке. Поэтому обсуждения этого вопроса отложили на осень.