Стоит только начать читать список регалий Валерия Гергиева, так сразу этот список хочется закрыть. Нет, не потому, что один человек может вместить в себя столько регалий, а потому, что их мало. Мало, хотя человеку творческому регалии эти, наверное, вообще ни к чему – они же что есть, что их нет, а имя Валерия Гергиева говорит само за себя.
Да, Валерий Абисалович, мы имели невыразимое счастье в те счастливые еще годы, с 1981-го по 1985-й, иметь честь видеть вас руководителем Государственного симфонического оркестра Армении. И, наверное, оркестр этот может гордиться тем, что его шеф ушел не куда-нибудь, а в Мариинку.
Вот если ты встал и ушел в Мариинку, тобой должны гордиться – в не особенно большой череде знаменитых оперных театров мира, наш с вами, ереванский, стоит особняком. И что вы думаете себе – да разве в заштатный безнадежный театр пошлют Гергиева? Ну, вот вам и ответ на вопрос.
Приходили смотреть на Гергиева или слушать оркестр – наверное, никто из оркестрантов не обидится, если назовут первое. Но значит, играли так, что Гергиев был ими доволен. А был ли он недоволен, того история не сохранила, пусть об этом знают лишь сами музыканты, не вынося узкопрофессиональные вопросы и проблемы на всеобщее обозрение и утверждение.
"Я не верю в позицию дирижера, если он ограничивается позицией силы. И художественному руководителю совсем не обязательно быть тираном. Сильный – это значит умный, и это значит – мудрый. Мой педагог мне говорил, что не в силе правда, а в правде – сила. А еще надо поддерживать молодежь", - сказал однажды Гергиев.
"Мир меня знает, просто так не уволишь": Орбелян рассказал, чего ждет от Пашиняна>>
Когда Гергиеву было 34 года, его не хотели утверждать художественным руководителем, потому что у него не было партбилета, но тогда у него уже был огромный опыт работы с симфоническим оркестром в Ереване.
"Оставалось ведь научиться руководить сотней армян, и можно было руководить страной. Я этот опыт получил, вдобавок приобрел много друзей", - сказал Гергиев.
Вряд ли случилось так, что Армения для Гергиева и Гергиев для Армении прошли незаметно – все же четыре года руководства одним из лучших коллективов страны, задававших тон в этом направлении музыкального искусства, даром пройти не могли.
Мы просто должны проявлять больше чуткости и понимания, что ли, когда нам выпадает счастье и честь работать рядом с такими музыкантами, как Гергиев когда-то, а сегодня Орбелян. С людьми, готовыми каждый день летать между Петербургом (Ленинградом тогда еще) и Ереваном, для того лишь, чтобы делать эту музыку, равной которой мы можем больше никогда не услышать.
Гергиеву сегодня, 2 мая, исполняется 66 лет – мистическая цифра. Хотя мистику делаем мы сами, оказываясь то неподалеку от Юсуповского дворца, на Крюковом канале, то в начале проспекта маршала Баграмяна в столице Армении. Потому что Гергиева хватит на всех.
А министерства при этом могут быть любые, не правда ли?..