В 2019 году на просторах видеохостинга YouTube появился новый тренд – 8D audio. Авторы каналов, создающих этот "8D" звук уверяют, что благодаря новейшим технологиям они поднимают качество звучания на совершенно новый уровень. Судя по восторженным комментариям, сегодня неосведомленной публикой так же легко манипулировать, как в 1960-е, когда иллюзию стерео подавали как нечто выходящее далеко за рамки тогдашних технологий.
На самом же деле "8D" звук является результатом применения простейших технологий, знакомых нам еще с золотого века рок-н-ролла. Более того, из-за дополнительных любительских обработок песни в "8D" значительно теряют в качестве, но слушатели все равно продолжают диву даваться, ведь, по их мнению, "слушаешь, и как будто Фредди Меркьюри у тебя в комнате поет!".
Реальные же прорывы, как это обычно бывает, остаются незамеченными до тех пор, пока за них не берутся маркетологи. Однако к тому времени они уже не производят того "вау-эффекта", который до этого производили тренды вроде "8D audio", так как слушатель ожидает, что и на этот раз где-то будет подвох.
Именно так получилось с технологиями передачи звука без динамиков. Наушники с костной проводимостью и аудиосистемы для машин, передающие звук через вибрации, позволяют нам слушать музыку в салоне без существенного риска для слуха, они безопаснее для прослушивания на дороге, а качество звучания с такими технологиями потенциально гораздо выше обычных наушников и аудиосистем.
Корпорация Continental разрабатывает аудиосистемы, с которыми каждый пассажир может слушать свою персональную музыку на полной громкости, не мешая при этом другим автомобилистам даже при открытых окнах.
Такие же проекты разрабатываются для домашних аудиосистем, но так как мегакорпорации вроде Apple все еще в них заинтересованы, нам придется подождать пока на рынке появятся бренды, которые доведут эти системы до ума.
Такие гаджеты, как Subpac и Basslet, можно сказать, дополняют вышеуказанные технологии. Как известно, на больших концертах эффект от выступления усиливается физически ощущаемыми вибрациями, которые создаются музыкальными инструментами или динамиками. Subpac представляет собой рюкзак, который имитирует эти вибрации, давая иллюзию присутствия на масштабном концерте, а Basslet – его более компактный вариант в виде браслета.
Кроме музыкальной индустрии гаджеты могут также использоваться в видеоиграх и кино вкупе с VR очками, создавая несколько устрашающий эффект погружения.
Однако, сегодня гиганты музыкальной индустрии более заинтересованы в носителях, через которые мы получаем доступ к музыке, нежели в способах передачи звука. Нам твердят, что стриминговые сервисы – будущее музыки и что в ближайшие 20 лет они полностью заменят аналоговые носители. Но на этом фоне резко возрастает спрос на, казалось бы, архаичные виниловые пластинки: многие музыканты выпускают свои альбомы исключительно на виниле, а его продажи подскакивают до уровня тридцатилетней давности, когда грампластинки еще сосуществовали с аудиокассетами.
Все это говорит о том, что современному слушателю важно иметь физическую копию любимой музыки. К тому же, как оказалось, стриминговые сервисы гораздо больше вредят окружающей среде, чем, скажем, те же аудиокассеты или виниловые пластинки .
Но первая виниловая пластинка появилась на свет почти 90 лет назад, а это значит, что несмотря на все плюсы винила, мы все-таки имеем дело с динозавром музыкальных технологий и следует ввести на рынок более качественные и дешевые альтернативы.
Такой альтернативой мог стать формат Super Audio CD, представленный компаниями Sony и Philips, однако на тот момент технология была слишком дорогой и так и не смогла завоевать популярность. Были также попытки продавать сверхкачественное аудио, записанное на обычные чипы для смартфонов, но и они не смогли соперничать с винилом. Судя по всему, в ближайшем будущем винил не сдаст позиции, однако новые технологии помогут ему стать экологически безопасными, ведь, как известно, винил является весьма токсичным материалом.
Задолго до "8D" звука нас удивляли другим похожим трендом – "аудионаркотиками с бинауральным звуком". В отличие от первых, за "аудионаркотики" мошенники требовали деньги у слушателей и посему сервисы успешно заблокировались. По словам "аудионаркобаронов", их программы могли вызывать галлюцинации у слушателей благодаря бинауральным волнам. В реальности бинауральный звук действительно может оказывать воздействие на психику людей, однако далеко не столь сильное, чтобы вызывать галлюцинации.
Не только кубинский или британский: что ждет армянский джаз в 2019 году>>
Сегодня музыка с бинауральными эффектами используется в терапевтических целях, помогая лучше засыпать или концентрироваться, но ее эффект вряд ли сильно отличается от кофе или валерьянки. Для изучения психологических феноменов, связанных с восприятием звука, существует отдельная дисциплина, называемая "психоакустикой" и пока что исследователи не обнаружили в бинауральных волнах ничего, что могло бы вызывать галлюцинации. Самое близкое на сегодняшний день к "аудионаркотикам" - это вышеуказанная комбинация тактильных аудиосистем SubPac с виртуальной реальностью.
Например, артисты могут создавать интерактивные клипы, в которых слуховые ассоциации будут комбинироваться с визуальными и тактильными аналогами: слушая перкуссии, мы сможем видеть капли дождя и одновременно ощущать их по всему телу. Насколько это музыка и насколько домашний аттракцион – решать вам, но тренд в сторону "клипового" восприятия музыки существует уже не первый год.
Если сравнивать сегодняшнюю музыкальную индустрию с тем, что у нас было в доцифровую эпоху, то по всем параметрам мы шагнули далеко вперед. Одни только тактильные технологии дают нам целое новое поле для исследований этого доселе игнорируемого аспекта музыки.
Несмотря на это, судя по тому, что огромное количество меломанов всё ещё не видят разницы между стереоэффектами полувековой давности и революционным прорывом, принимая за последнее нечто с "высокотехнологичным" названием "8D" говорит о том, что людям в первую очередь важны не качество, технологичность или детализованность музыки, а ее мелодичность, ритмичность и другие композиционные составляющие.