Армянский народ подарил миру сразу четырех маршалов – Ивана Баграмяна, Амазаспа Бабаджаняна, Сергея Худякова и Сергея Аганова. Еще один армянин – Иван Исаков – получил звание адмирала.
Иван (Ованес) Баграмян
Известно, что будущий маршал был родом из села Чардахлу. Кстати, Амазасп Бабаджанян тоже родился в этом селе, — и это нечто невероятное, поскольку в мире нет ни одного населенного пункта, ни даже крупного города, который дал бы сразу двух маршалов. Именно поэтому деревню называли не иначе, как "маршальской".
Так вот, это армянское село издавна подвергалось набегам со стороны закавказских турок. Во враждебном окружении нужно было уметь выживать, поэтому мальчикам с детства внушали, что они должны защищать свою семью и свой народ.
Как рассказывал в одном интервью односельчанин Баграмяна, однажды будущий маршал, будучи 14-летним подростком, подрался со здоровым взрослым мужчиной из соседней деревни. И бой он выстоял, хоть и "заработал" много синяков. Старики потом шутили, что "через ту драку он и стал дважды Героем Советского Союза".
Великую Отечественную Иван Баграмян встретил в должности начальника оперативного отдела и заместителя начальника штаба Юго-Западного фронта. А весной 1942-го он, уже в качестве начальника штаба, был одним из главных разработчиков Харьковской наступательной операции, которая закончилась полным разгромом советских войск, и немцы получили прямой путь на Кавказ и к Сталинграду. Сталин возложил всю вину на Баграмяна, и вскоре ему прямо заявили, что расстреляют. Однако за него вступился Жуков, считавший его прекрасным военным и не склонный видеть в провале наступления только его вину. Сталин, как ни странно, прислушался к мнению авторитетного военного.
И Иван Баграмян доказал, что Жуков в нем не ошибся. Уже к концу ВОВ, после десятков выигранных сражений, советские войска под его командованием всего за три дня взяли неприступную, по убеждению Гитлера, крепость Кенигсберг.
Амазасп Бабаджанян
Жители Чардахлу в некотором смысле преклоняются перед маршалом Амазаспом Бабаджаняном, которого называют "каллягез", что дословно означает "отчаянный до сумасшествия".
Впрочем, это – не единственное прозвище Амазаспа Хачатуровича: известно, что немцы называли его "Черной пантерой" за быстроту маневров и смелость.
Сам Баграмян все время подчеркивал: "Истинный герой — Бабаджанян! Все свои награды он завоевал в боях!".
Односельчане знали, что у Бабаджаняна переломаны все ребра. На танке он передвигался, только высунувшись по пояс из люка.
Бабаджанян узнал о войне под утро 22 июня. Летом 1942 года его отправили на ускоренные курсы при академии Фрунзе, а после них – командовать механизированной бригадой, которая проявила себя в Курской битве.
Потом бригада была преобразована в 20-ю гвардейскую, участвовала в ряде наступательных операций, и в апреле 1944 года за умелое руководство боевыми действиями, за личное мужество гвардии полковнику Амазаспу Бабаджаняну было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Заговоренный Бабаджанян, или Почему Главному маршалу бронетанковых войск прощалось многое>>
Звание маршала бронетанковых войск он получил в 1967-м, а еще через год стал начальником танковых войск Советской Армии и членом Военного Совета Сухопутных войск. Интересно, что за все годы Великой Отечественной Амазасп Бабаджанян упоминается в приказах Ставки верховного главнокомандования 17 раз. Столько раз не называлось ни одно другое имя.
Сергей Худяков (Арменак Ханферянц)
Жизнь Сергея Худякова (он же Арменак Ханферянц) полна противоречий и несправедливых обвинений. Правда, его полностью оправдали, но уже после смерти. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1965 года, реабилитированный по решению суда Худяков был посмертно восстановлен в воинском звании маршала авиации и в правах на награды.
Известно, что в феврале 1945 года Ханферянц участвовал в работе Ялтинской конференции – Сталин взял его советником за тонкий ум и способность найти выход из любой ситуации. Примечательно, что и Рузвельт, и Черчилль высоко оценили компетентность Ханферянца в вопросах авиации, причем до такой степени, что американский президент лично подарил ему новый спортивный самолет, который, естественно, был сразу же передан государству.
Маршал авиации Арменак Артемович, несмотря на свои звания, любил летать сам. Всего за пару дней он освоил американский истребитель "Кинг Кобра" и с упоением стал обучать других.
О благородстве его можно судить по следующему поступку. В феврале 1943 года генерал-лейтенант Ханферянц решает нанести удар по главной базе немецкой авиагруппировки под командованием генерал-полковника Роберта фон Грейма. Выход самолетов к аэродрому должны были прикрывать маневренные группы, но получилось так, что ударные части советской авиации встретили немецкие истребители непосредственно на линии фронта. В итоге операция провалилась.
Комиссия штаба ВВС провела расследование: приказом Главкома, командиров соединений, участвовавших в операции, наказали — вплоть до снятия с должностей. Командарм Ханферянц отправил Главкому телеграмму: "Во всем виноват я, фон Грейм меня перехитрил. Прошу снять взыскания, наложенные на командиров". Приказ был отменен, а взыскания сняты. По тем временам такой поступок был отчаянно мужественным и практически немыслимым.
Иван Исаков (Ованес Тер-Исаакян)
Штабным военным Исаков не был никогда. Он провел войну на передовой, участвовал в боевых действиях на море и на суше. Адмирал умело координировал действия армии и флота при обороне Прибалтики, затем – Ленинграда: под его руководством созданы Ладожская, Онежская, Чудская и Ильменская военные флотилии.
Исаков возглавлял работу по разработке мощной системы обороны, которая остановила немецкие войска на подступах к Ленинграду. Приложил немало усилий для реализации спасительной "Дороги жизни" к осажденному городу-герою. Именно тогда, под Шлиссельбургом, Исаков получил контузию и навсегда оглох на левое ухо.
В октябре 1942 года Исаков попал под воздушную бомбардировку у Туапсе – большой осколок пробил ногу, и лишь через двое суток его удалось доставить в сочинский госпиталь. За эти 48 часов развилась гангрена, ногу нужно было срочно ампутировать, для этого в Сочи командировали главного хирурга ВМФ. Он и сообщил пациенту о неизбежности ампутации, услышав в ответ просьбу спасти голову.
24 июня 1945 года на торжественном приеме для всего высшего советского политического и военного руководства в Москве после Парада Победы многие маршалы, генералы и адмиралы произносили тосты за Победу и за Сталина. Исаков тоже хотел выступить, но одноногому адмиралу было трудно выйти из-за стола и пройти вперед. Сталин это заметил: он сам подошел к Исакову и предложил всему залу выпить за здоровье флотоводца.
Известно, что Сталин встречался с Исаковым 42 раза. Однажды ночью, уже после войны, адмирал, сидя в инвалидном кресле, был погружен в мысли, когда в 03:40 вдруг раздался телефонный звонок.
Звонили из Кремля – Исакова вызывал Сталин. Говорили они о разном, потом Сталин спросил: "Товарищ Исаков, как бы вы отнеслись к тому, если бы мы вновь назначили вас начальником Генерального штаба Морских сил СССР?".
Исаков ответил: "Товарищ Сталин, у меня нет ноги, в таком состоянии трудно находиться на корабле".
На что Сталин парировал: "Лучше, чтобы на посту начальника штаба был человек без ноги, но с головой, чем с обеими ногами, но без мозгов. Не надо благодарить за доверие, мы в вас верим".
Сергей Аганов (Оганян)
Воевал Сергей Аганов с самых первых дней Великой Отечественной, только был слишком молод, и главные ступени военной карьеры прошел уже после победы.
На дорогах ВОВ 24-летний Аганов оказался уже в июне 1941 года. Командовал ротой саперов, осенью стал начальником штаба батальона. Зимой 1942-го его назначили заместителем командира мото-инженерного батальона, а уже через пару месяцев доверили пост помощника начштаба инженерных войск 54-й армии – все боевые действия, через которые прошел Аганов, разворачивались на Ленинградском и Волховском фронтах.
Уже после ВОВ Аганов становится последовательно начальником инженерных войск Группы советских войск в Германии, начальником Военно-инженерной академии Куйбышева и, наконец, начальником инженерных войск Минобороны СССР.
Он отвечал за усовершенствование организационной структуры инженерных войск и их техническое оснащение, разработку эффективных способов инженерного обеспечения боевых действий войск, подготовку профессиональных инженерных кадров. Воинское звание маршала инженерных войск ему было присвоено в мае 1980 года.
Аганов - немного особняком, или Что доблестный маршал-армянин сделал для Чернобыля>>
Трудно переоценить вклад Оганяна в организацию, разработку и осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вот здесь и пригодился его опыт практика и теоретика, инженерные способности и умение мгновенно ориентироваться в нештатных ситуациях. В 1987 году он был включен в Группу генеральных инспекторов Минобороны СССР.
Маршал ушел в отставку в 1992 году. А в 2017 году в Армении вышла почтовая марка к столетию со дня рождения маршала инженерных войск СССР Сергея Аганова.