ЕРЕВАН, 14 мая — Sputnik, Лаура Саркисян. Смягчить проблему грузоперевозок через КПП "Верхний Ларс" на грузино-российской границе, особенно зимой и летом, поможет расширение дороги и строительство тоннеля с двухполосной проезжей частью под Крестовым перевалом. Это позволит обеспечить практически бесперебойное движение транспорта к КПП, уверены эксперты в Ереване и Тбилиси.
Удобнее, чем паромная переправа: в Ереване нашли альтернативный КПП "Верхний Ларс" маршрут>>
Речь идет о масштабном проекте, который предусматривает строительство в Грузии дороги длиной 22,7 километра, шести мостов и пяти тоннелей, в числе которых и девятикилометровый тоннель под Крестовым перевалом. Грузинская сторона еще в июле 2018 года объявила тендер на строительство. Повторно тендер был объявлен уже в феврале 2019 года, однако сведений о его итогах пока нет. Известно, что на реализацию проекта потребуется 3,5 миллиарда долларов.
Бывший начальник аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе в интервью Sputnik Армения отметил, что создание маршрута – это, в первую очередь, существенный вклад в экономику Грузии.
"Естественно, этот путь более комфортный для грузовых и пассажирских перевозок не только из Армении. По этому пути проходят грузы из самой Грузии, Турции, Казахстана", - заметил Мамрадзе.
Он подчеркнул, что прокладка пути – единственный реально эффективный маршрут в условиях, когда дороги через Абхазию и Южную Осетию наглухо закрыты.
Между тем, генеральный секретарь Ассоциации международных грузоперевозчиков Грузии Гия Ципурия в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что модернизация дороги – вынужденная мера, так как у страны нет альтернативы.
"Путь через "Верхний Ларс" был как бы запасным, он закрывался с ноября по апрель. Сегодня из-за политических вопросов, через него пролегает основной маршрут. За эти годы была проделана большая работа по усовершенствованию автомобильной дороги к КПП "Верхний Ларс" с целью сделать ее основной", - сказал Ципурия.
Он подчеркнул, что в случае реализации проекта по строительству тоннеля и модернизации дороги в выигрыше окажутся перевозчики.
Между тем, наиболее удобный из всех шести существующих маршрутов, соединяющих Россию с Закавказьем, остается Транскам. Маршрут через Осетию предпочтительнее из-за более комфортных климатических условий и рельефа. Однако вопрос запуска лежит в политической плоскости и его задействование в ближайшее время маловероятно.
Армения упускает большой шанс: сможет ли "Север-Юг" связать Батуми и Бендер-Аббас?>>
В Армении считают, что выход из сложившейся ситуации – расширение пропускной способности КПП "Верхний Ларс". В качестве альтернативного маршрута рассматривается морской путь, в частности, мультимодальный тип перевозок, который включает в себя транспортировку грузов контейнерами на сухогрузах из порта Новороссийск (Россия) в порт Поти (Грузия), далее уже в Армению по железной дороге.