Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Грузинский "проект века" — глубоководный порт Анаклия – станет если не полноценной альтернативой КПП "Верхний Ларс", то новой артерией для контейнерных перевозок в Армению. В этом убежден директор Центра исследования транспортного коридора Паата Цагареишвили.
Работы по строительству первого глубоководного порта Грузии в поселке Анаклия начнутся в 2021 году. Предусматриваются девять фаз развития порта, на их осуществление уйдет почти 50 лет. В рамках первой фазы порт сможет принимать в год 900 тысяч контейнеров. В дальнейшем объемы будут поэтапно увеличиваться. Общая стоимость проекта – 2,5 миллиарда долларов США.
"Насколько это станет альтернативой КПП "Верхний Ларс", сложно сказать, однако можно со стопроцентной уверенностью заявить, что откроется дополнительная артерия для грузоперевозок в Армению", - сказал Цагареишвили в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Основной акцент в порте Анаклия будет сделан на контейнерных перевозках. По словам Цагареишвили, рынок контейнерных перевозок расширяется во всем мире, в том числе – в странах Причерноморья. Ежегодный рост составляет 8-10%.
"Основная часть контейнерных перевозок, которая будет поступать в порт Анаклия, далее будет направляться в Армению, Азербайджан или будет распределяться по территории Грузии", - сказал Цагареишвили.
ЮКЖД готова поддержать важный для Армении транспортный маршрут – Сергей Валько>>
Он подчеркнул, что новый глубоководный порт будет превосходить по своим параметрам порт Поти, на то есть ряд причин. Сегодня в Поти действуют шесть крупных и два средних терминала, которые находятся в 30 километрах от причала. Контейнеры поступают по морю на судах, затем их погружают на специальные машины, которые доставляют их на склады. По автомобильной дороге контейнер транспортируется из Поти в Ереван за десять часов, по железной дороге – за 2-3 дня.
"В отличие от Поти, в Анаклии терминалы будут расположены ближе к причалу. Порт будет привлекательным для контейнерных перевозок и в плане тарифов", - сказал Цагареишвили.
Порт Анаклия – глубоководный, тарифы здесь будут на порядок ниже, чем в Поти. Это привлечет внимание компаний, занимающихся автомобильными перевозками, которые смогут воспользоваться новым маршрутом. В перспективе не исключено подключение и перевозок от порта до пункта назначения по железной дороге. Всю работу будет контролировать логистический центр, который возьмет на себя выполнение функций по хранению, доставке контейнеров, проведению всех необходимых операций.
Грузия заинтересована в том, чтобы Армения пользовалась портом Анаклия. Эффективность и дееспособность проекта во многом зависит от потока товаров. Поэтому Тбилиси и Ереван могут договориться о взаимовыгодном сотрудничестве по этому направлению.
Буря в стакане воды: стоит ли Армении пугаться приостановки работы парома Кавказ-Поти>>
Напомним, поставки грузов по железной дороге за 2012-2017 годы из Грузии в Армению сократились на 43%, составив 0,8 миллиона тонн вместо прежних 1,4 миллиона тонн.