Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Дед Гарника Гулканяна первым поставил в Ноемберяне современные дощатые пчелиные ульи. Тогда еще не было и самого Ноемберяна (вернее, было село, которое называлось Барана). Еще раньше пчел тут разводили в плетеных из веток ульях-корзинах.
"А вот мой дед, Гукас Гулканян, первым в наших краях поставил дощатые ульи. Дед научился пчеловодству в России, работал у какого-то известного мастера. Bо время Первой мировой он попал в плен, и несколько лет его содержали в Австрии. Там он тоже учился ремеслу. От него многие в наших селах научились по-новому держать пчел. Дед обучил и сына, моего отца, Дарчо Гулканяна. А отец обучил меня", — говорит Гарник.
Гулканян-внук решил собирать не просто мед, а мед органический. Помогла ему в этом программа по развитию органического сельского хозяйства. Ею в Армении воспользовались более 40 производителей фруктов, овощей и зерна. Финансировало программу Австрийское агентство развития.
"Вот так совпадение!", — подумал Гулканян и рассказал гостям историю деда. Австрийские гости задумались и ответили: пусть в мире будет побольше труда и поменьше войны.
Развивать дело в одиночку Гарник не захотел и привлек двух своих друзей. Хотя пчел они никогда не держали, но решили положиться на друга. Вместе они на несколько месяцев в году уходят в горы, на 20-30 километров от дома, и размещают тут домики и ульи.
Стратегически важный бизнес: какой "взлет" готовит армянский хайтек для Сингапура>>
У Гулканяна был свой ответ для тех, кто спрашивает, почему бы не поставить ульи во дворе или саду, зачем лезть в горы. Все просто, иначе мед не получится органическим. В радиусе полета пчелы, на несколько километров вокруг, не должно быть ни пестицидов, ни химических удобрений. В такие "дикие" места они и идут. Трава и цветы тут растут, как придется.
"А это знаете как замечательно? Там цветов самых разных – пропасть. Эспарцет, шалфей, чабрец, душица, клевер... Чего только нет. И все – дикое, на природе... Летом несем туда ульи, ставим наши домики, а осенью возвращаемся домой. Пчел берем в теплое место на зимовку", — говорит он.
Теперь друзья хотят получить сертификат на органическую продукцию. Для этого и нужно впускать пчел далеко от возделываемых земель (там могут быть пестициды и химические удобрения).
А если пчелы заболеют? Например, варроатозом? Как их тогда лечить?
"Способы есть, поверьте. И для пчел так лучше: чем меньше травить их химией, тем они здоровее, сами любую болезнь одолеют", — говорит он.
Под ногами – новейший материал: армянские инженеры хотят покорить "Пежо" базальтом>>
Примеру друзей хотят последовать соседи в Ноемберяне и окрестных селах. Пчеловодство тут не очень распространено. Но есть несколько пасечников-любителей. Их дедов когда-то обучил дед Гулканяна. Теперь очередь за внуком. Он охотно показывает землякам новые методы для органического хозяйства.