Это, строго говоря, даже не долина, а плато среднегорья, с небольшим уклоном на юго-запад, в сторону. И даже если бы горы Араратские не были непосредственно связаны с (воображаемым или действительным) прародителем Ноем и Всемирным Потопом, ее природная красота и щедрость земли всегда манили бы людей.
Арташат и Армавир, Двин и Вагаршапат, Ереван, наконец – из тринадцати армянских столиц здесь, в этой долине, строилась чуть ли не половина. Благодаря Арарату, конечно же, будто специально поставленному здесь кем-то огромным, знающим толк в ландшафтном дизайне диких еще планет.
И не только мистики, эзотерики, толкователи Библии и религиозные исследователи, но и некоторые вполне серьезные представители гораздо более земных наук утверждают, например, что Арарат еще ворочает под собой водами Потопа, а белое вещество солончаков, что есть и на окраинах Еревана, это та самая, первородная Соль Земли.
Ереван - дед городов постсоветских, или Как армянская столица потеснила Рим>>
Тысячи городов и населенных пунктов располагались в Араратской долине с незапамятных времен. Десятки названий дошли до нашего времени, хотя поселения, их носившие, перестали существовать. О сотнях остальных не осталось и крупицы памяти в истории – а ведь в долине, где ни копни археолог, непременно отыщется что-нибудь очень занимательное.
Так распорядились судьба и история, что самым крупным городом Араратской долины суждено было стать Еревану. Загадки и интереснейшие головоломки начинаются уже с попытки понять этимологию названия. Самые распространенные теории широко известны – будто бы Ной воскликнул, увидев показавшуюся из вод Потопа землю, слово, звучанием своим почти идентичное топониму "Ереван". Или, говорят, название связано с царем Ервандом, правившим за два века до нашей эры – по этой теории, царь заложил здесь поселение Ервандашат (Ервандаван).
Многие исследователи не пытаются усложнить задачу и искать экзотические версии – будь проще и люди к тебе потянутся. Название города, говорят они, восходит к временам царства Урарту и прямо происходит от названия Эребуни, города-крепости, основанного урартским царем Аргишти I. С течением времени звук "б", вследствие фонетической адаптации, стал звучать "в".
Особая энергетика Араратской долины, разумеется, отражающаяся на любом поселении на этой территории, привлекали и авторов неординарных теорий, с уклоном в мистику. Началось это поветрие с француза, ученого-востоковеда по имени Абрахам Гиацинт Анкетиль-Дюперрон. Человек увлеченный, склонный к неординарному мышлению, он в XVIII веке довольно долго изучал индийских парсов и жил среди них. Так вот, Дюперрон уверенно связывает название Ереван с мистической прародиной древних ариев, называемой Арьяна-Ваэджа.
Дюперрона, впрочем, мало кто принял всерьез. Но вот сама загадка из загадок, тайна из тайн – философ и оккультист Елена Блаватская – разделяла эту точку зрения. Она прожила некоторое время в Ереване в середине позапрошлого века. Ей, видимо, открылось здесь что-то неподвластное приземленным умам, и она безапелляционно заявила, что "последний Заратустра" выбрал берега Аракса для возрождения своей религии, она родилась в Араратской долине заново, хотя начало ей было положено в Арьяна-Ваэджа.
Влияние Блаватской на академические умы нельзя недооценивать – и вот, очень скоро, некоторые представители научных кругов сами стали разрабатывать подобные теории. В частности, крупнейший русский востоковед, библеист и основоположник изучения цивилизаций, использовавших клинопись (Ассирия, Вавилон, Месопотамия) Михаил Никольский считал, что древний Ереван стоял именно на холме Арин-берд.
При этом Никольский отвергал перевод названия холма, как "кровавый" - "Арин", считал он, переводится, как "арийский". "Арийский" город на "арийском" холме – так получалось по Никольскому – ведь в ассирийских клинописях упоминается город Эриани в Араратской долине, это и есть Ереван. Ученый был в этом уверен, а авторитет его, между прочим, и сегодня велик.
Город из "горчичной глуши": "библейская" история рождения Еревана>>
Никольскому во многом вторил и Вячеслав Иванов, российский и советский лингвист и антрополог. Он рассматривал вопросы этимологии с других точек зрения, а именно "с позиций сравнительно-исторического исследования индоевропейского (и, в частности, индо-ирано-армяно-греческого) поэтического текста к восстановлению первоначальной (глубинной) структуры текста мифа о Ва(х)агне, переданного Моисеем Хоренским".
Историк, академик Григор Капанцян был резким критиком языкового учения Николая Марра, даже в какое-то время поплатился за свою оппозиционность рабочим местом. Но Капанцян продолжил отстаивать свое видение вопроса, сходное с точками зрения Никольского и Иванова. Он рассматривал топонимы Эриани и Эриахи, считая, что именно от этих названий родился "Ереван".
В этих названиях Капанцян выделял корень eria, который ученый считал собственным названием арийского племени. А имя армянской столицы, по Капанцяну, образовалось прибавлением к арийскому корню слова avan (страна) и, согласно фонетическим законам армянского языка, возникло название Ереван.
Как бы то ни было, ясно, что Араратская долина скрывает намного больше тайн, нежели число уже совершенных открытий. Быть может, когда-нибудь настанет время заняться этими тайнами – путем целенаправленных научных изысканий, а не посредством усилий пусть и компетентнейших, но энтузиастов.