ЕРЕВАН, 3 июл — Sputnik. Корабли, плавающие под флагом Армении, могут стать реальностью уже в ближайшем будущем, когда в республике будет принято "морское законодательство". Эта перспектива поможет государству решить проблемы с грузоперевозками. Об этом член фракции "Мой шаг" Армен Памбухчян сообщил в среду на пресс-конференции.
Удобнее, чем паромная переправа: в Ереване нашли альтернативный КПП "Верхний Ларс" маршрут>>
Еще находясь на посту замминистра транспорта, Памбухчян изучил опыт стран, не имеющих выхода к морю, и именно тогда у него зародилась идея разработать "морское законодательство". С получением депутатского мандата появилась возможность выступить с соответствующей законодательной инициативой.
"Все мы знаем, что у Армении фактически один сухопутный путь – через КПП "Ларс" (на грузино-российской границе – ред.), где нередко возникают заторы. Авиаперевозки обходятся довольно дорого, поэтому они неконкурентоспособные. А наша железная дорога не очень развита и не имеет выхода к России", - отметил депутат.
По его мнению, проблема с транспортировкой грузов может быть решена, если Армения станет морской страной. Такую возможность предоставляет Конвенция ООН по морскому праву, которой могут воспользоваться 44 страны, в том числе и Армения.
Для разработки проекта "морского законодательства" армянские специалисты изучили, в основном, опыт двух стран – Монголии и Молдовы. У этих государств нет выхода к морю, но у них есть "морское законодательство", благодаря которому около 1000 кораблей плавают под флагом Монголии, и еще 700-800 – под флагом Молдовы.
Как отметил Памбухчян, для того, чтобы корабли плавали под флагом Армении, они не обязательно должны принадлежать государству или же гражданам страны.
"Поскольку Армения – член ЕАЭС, предприниматели других стран, регистрируя свои корабли, могут указать нашу республику и беспрепятственно пользоваться всеми возможностями рынка ЕАЭС", - пояснил депутат.
В частности, владельцы кораблей, плавающих под флагом Армении, смогут воспользоваться всеми соглашениями о зонах свободной торговли, которые подписала республика с другими странами.
За это собственник корабля должен будет вносить определенную плату в бюджет Армении. Решение вопроса о размере выплаты авторы проекта оставили на усмотрение правительства. Но в международной практике принято платить 20-40 тысяч долларов в год за один корабль.
В Грузии нашли решение проблемы КПП "Верхний Ларс": что это даст перевозчикам из Армении>>
По словам депутата, несколько ливанских и российских предпринимателей-армян, которые осуществляют грузоперевозки по маршруту Новороссийск-Поти, уже проявили интерес к подобной перспективе.
Но чтобы стать морской страной, одного законодательства недостаточно: обязательное условие Конвенции ООН – наличие своего порта. Армения рассматривает в качестве варианта аренду прибрежного участка в городе Поти (Грузия).
Автор законопроекта отметил, что до осенней сессии Национального Собрания эксперты парламента составят текст законодательного пакета, после чего он будет представлен на рассмотрение правительства, а затем – парламента страны.
Памбухчян надеется, что процесс обсуждения и принятия проекта продлится максимум 1.5 года, и уже в 2021 году первый корабль под армянским флагом отправится в плавание.
Отметим, что Конвенция ООН по морскому праву была принята 10 декабря 1982 года, а в силу вступила 16 ноября 1994 года. Армения ратифицировала Конвенцию 9 декабря 2002 года.