Амир разговаривает на армянском, "приправляя" свою речь произносимыми с акцентом русскими словами и популярными шутками. А то, что Амир иранец и даже мусульманин, никому даже в голову не приходит. Особенно, когда слушаешь в его исполнении литургии Комитаса или Екмаляна.
Амир Вафаи родился в Тегеране. Почти все родственники по материнской линии - музыканты. Он четвертый ребенок в семье. Его два брата и сестра также изучали музыку, хотя профессиональными музыкантами стали только самый старший брат и он.
Как и когда научился нотной грамоте, он не помнит - родители этот процесс превратили в увлекательную детскую игру. Но учебы в музыкальной школе в Иране ему было мало. К тому же он понял, что искомое хорошее образование на родине ему не получить. И решил уехать за границу.
В Европу - слишком дорого. Поэтому выбрал Армению.
Поступил в музыкальное училище имени Романоса Меликяна на класс скрипки, но окончил дирижерское отделение. А вот уже потом устремил свой взгляд в сторону Европы.
"Хотел уехать в Германию, но получить визу не удалось", - с улыбкой рассказывает Амир.
Иранские армяне: у иранцев очень искаженные понятия об Армении и ее людях>>
Остался в Армении. Поступил сразу на второй курс дирижерского отделения государственной консерватории имени Комитаса.
Как раз там и началась музыкальная карьера Амира. Уже пять лет он работает в Государственном оркестре национальных инструментов - играет на контрабасе. К тому же он не только играет на музыкальных инструментах, но и поет. Выступал в мужских хорах духовной музыки "Хазер", а также в "Сахмосергу", хорах "Овер" и "Парос". И еще пел в армянских церквях.
"Меня много спрашивают: "Как тебе позволяют петь в церквях?". Для меня музыка первостепенна, и я получаю колоссальное удовольствие от литургии Комитаса. Пел и Екмаляновские произведения, но Комитас - это нечто!", - говорит Амир.
А еще он говорит, что после того как изучил ислам, понял, что это - не для него. Хотя на бумаге ничего не изменилось - он продолжает оставаться мусульманином. Но признается, что в душе отныне не чувствует себя таковым.
Амир не ощущает в своей жизни недостатка религии и веры, но уверен, что основа обеих религий - одна и та же: и ислам, и христианство пытаются сделать из нас хороших людей. Поэтому он живет так, что если ад и рай существуют на самом деле, у него был бы шанс попасть в рай.
А еще Амир хочет создать свой любительский хор, где будет и петь, и дирижировать.
Что касается армянского языка, то по его мнению, частных уроков недостаточно - даже если знаешь литературный армянский, нужны дополнительные знания для общения с людьми, необходимо постичь разговорную речь.
"Для того, чтобы свободно говорить по-армянски необходимо знать русский, посмотреть мультфильм "Карлсон" и различные юмористические программы, понимать нюансы местного юмора и научиться шутить самому. Мне это удалось", - с гордостью говорит он.
Армению Амир считает своим домом.
"В Иран я езжу отдыхать. Но там всегда жду возвращения домой. С пятнадцати лет я живу здесь. Моя сестра говорит мне, что я сильно изменился и стал армянином. Друзья называют "армянифицированным" иранцем. Я настолько армянин, насколько иранец может быть армянином", - говорит Амир.
По его мнению, в Армении есть то, чего нет в Иране - спокойствие. Когда он едет в Тегеран, независимо от того, спешит он или нет - все равно по улицам приходится бежать. Двадцать миллионов человек бегут, и он бежит. А в самом сердце Армении, в центре Еревана, он может спокойно жить, ходить и дышать свежим воздухом.
"Иранцы - мой народ. Но я больше общался с армянами. Армения для меня больше дом, чем Персия. С одной стороны, я говорю это с сожалением, поскольку считаю себя иранцем. А с другой, я рад что оказался здесь. Если в один прекрасный день мне скажут, что я больше не могу поехать в Иран, скажу: "Хорошо, а можно я останусь в Армении?", - говорит Амир.
Уже прощаясь с корреспондентом Sputnik Армения Амир сказал, что он одно время работал гидом. И не только для иранцев. Он вспомнил одну пару из Исландии, которую уговорил взять напрокат автомобиль, чтобы добраться до Степанакерта через Арени-Татев-Шуши, а затем вернуться через Дадиванк-Мартуни. Теперь он гордится тем, что сделал свой вклад в дело популяризации Армении.