ЕРЕВАН, 10 июл — Sputnik. Рубен Гюльмисарян. Художественный руководитель Ереванского русского драматического театра имени Станиславского Карен Нерсисян на пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения, которая состоялась в среду, рассказывал о многочисленных положительных сдвигах в работе театра. Помимо творческих удач, и.о. директора Юрий Игитханян принес и экономические сдвиги: театр стал зарабатывать деньги, на спектакли пошел зритель и, как следствие, у коллектива загорелись глаза.
"За счет доверия и взаимопонимания мы шли семимильными шагами. За эти полгода удалось сделать очень много – творческий рост, премьера за премьерой, у нас полные залы, большие преобразования организационные, все это привело к тому, что театр преобразился. Колоссальный экономический рост – я не имею права озвучивать цифры, но даже по российским меркам это очень хорошо", - говорит Карен Нерсисян.
Произошел этакий "рестарт" театра – ушла одна эпоха, наступила другая, новая. Но счастье, однако, длилось недолго: сейчас сказать, что коллектив русского театра обеспокоен ситуацией, сложившейся вокруг поста директора – не сказать ничего. Коллектив бурлит.
Дело в том, что Юрий Игитханян – исполняющий обязанности, и сейчас должен был состояться конкурс на замещение должности директора, уже без приставки "и.о.". Однако, поскольку Игитханян оказался единственным кандидатом, то конкурс был объявлен несостоявшимся, а повторный состоится через три месяца.
И дело как раз в этих трех месяцах. Все это время у театра должен быть директор, пусть "и.о.", и Игитханян уже уволен. Уволен отделом или департаментом, что ведает культурой в объединенном большом министерстве, под руководством замминистра Ара Хзмаляна. Кого назначат вместо уволенного "и.о." на момент написания материала не было известно.
Карен Нерсисян говорит, что с Игитханяном связаны договоренности по гастролям, по участию в фестивалях, связана только-только становящаяся нормальной жизнь театра. Сфера искусства все же отличается от, например, производства – здесь многое делается благодаря личным деловым и дружеским связям и знакомствам, и не факт, что партнеры (внутри страны и за рубежом), найденные Игитханяном, пожелают или смогут работать с другим директором – кто бы им не стал.
"За полгода, что я руковожу театром, сменилось три министра (или замминистра) по культуре. С первыми двумя у нас проблем не было, достаточно было позвонить в приемную, с нами договаривались на встречу мгновенно. С Ара Хзмаляном встретиться не удается – нам постоянно отвечают, что нет времени, а когда это время появится – не знают", - говорит Карен Нерсисян.
В свою очередь, Юрий Игитханян объясняет, как происходит назначение исполняющего обязанности директора театра. Таковой назначается на полгода, и его полномочия могут быть продлены еще на три месяца, но только однократно. Сейчас именно такая ситуация: полгода Игитханяна истекли, до следующего конкурса три месяца, и его нахождение на должности вполне может быть продлено.
Министерство, однако, решило иначе – что ж, все опять же по закону, и в этом смысле никаких претензий быть не может. Впрочем, претензий нет ни с какой стороны – есть полное непонимание логики этих кадровых эволюций: зачем менять отлично работающего директора, уже полностью влившегося в работу, на человека, который за считанные недели до конкурса вряд ли успеет даже войти в русло столь специфических и во многом деликатных обязанностей?
Но ведь так не бывает, чтобы какое-то событие, инициированное людьми, было начисто лишено логики. И вот когда задумываешься, то приходишь к единственной логичной версии всего происходящего. Версии, повторим, а не достоверной информации.
Логика может быть в том, что на самом деле цель всей эпопеи с директором театра – вовсе не директорское кресло, а художественный руководитель. Ведь директор имеет право самолично назначать худрука – так, как в октябре прошлого года это сделал тогдашний директор Фред Давтян, подписавший приказ о назначении художественным руководителем Карена Нерсисяна.
И вот теперь, быть может, смена директора затеяна для того, чтобы новый администратор расстался с Нерсисяном, и назначил другого худрука. Кого именно – тут, как говорится, могут быть разные варианты. Кстати, многие представители коллектива драмтеатра в частных беседах сами говорят о такой вероятности.
Козни своих или чужих? Актер и директор Фред Давтян ушел из Русского театра в Ереване>>
И если вдруг все обстоит именно так, то это таит в себе большие опасности – неминуемый раскол в труппе, непременное (пусть временное) творческое отступление, регресс по всем фронтам. Фактически русский театр придется создавать чуть ли не заново – но это будет уже другой театр.